В 1917 году новая власть запретила бывшему царю спать с женой
После 20 лет супружества последний русский царь по-прежнему пылко любил и вожделел собственную «старую женушку» — царицу Александру. Он забрасывал ее страстными письмами и ненавидел, когда приходила «мадам Б». В окружении Николая II говорили, что он женился «на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки». Русская православная церковь называет любовь Николая и Александры образцом для подражания в семейной жизни.
«Жену мы еще успеем найти»
Николай и Алиса (так звали в девичестве будущую российскую императрицу, немецкую принцессу Гессен-Дармштадтскую) познакомились в 1884 году, когда ей было всего 12, а ему — 16 лет. Молодые люди приходились друг другу дальними родственниками. Юную Алису привезли в Петербург по случаю бракосочетания ее старшей сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Будущий наследник престола влюбился в светловолосую принцессу с первого взгляда и даже попытался подарить ей в знак своей симпатии драгоценную брошь. Девушка из стеснения отказалась: она была воспитана в строгих пуританских традициях. Несмотря на юный возраст, Николай решил, что обязательно женится на Аликс — так он стал ее называть.
Аликс снова оказалась в России лишь через пять лет — в 1889 году. Николаю уже исполнился 21 год, и он попросил у родителей благословения на брак с ней. Его отец Александр III был краток: «Ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем найти».
Позже Николай записал в своем дневнике: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г... В течение пяти лет я молился… каждую ночь, умоляя Его… дать мне ее в жены».
И еще пять лет после этого продолжался заочный роман Аликс и Ники — так она называла своего возлюбленного, пока в 1894 году не объявили о помолвке. В честь этого события Николай подарил невесте кольцо с рубином, которое Аликс носила на шее вместе с православным крестом до самой смерти. Немка Алиса Гессен-Дармштадтская приняла православную веру и стала русской царицей Александрой Федоровной.
Влюбчивый Николай
Николай был влюбчивым — о чем сам признавался в своем дневнике. Одновременно с неземной любовью к Аликс в нем уживалась вполне земная страсть к юной балерине Матильде Кшесинской. В начале 1890‑х годов будущий наследник престола увлекся ей, часто бывал у нее в гостях, где весело проводил время — порой до самого утра. В дневнике он писал, что чувствует себя счастливым и что Матильда ему «положительно вскружила голову!» Звал ее ласково Малечкой…
Роман Николая и Матильды длился около четырех лет. Однако все это время Николай не переставал любить и Аликс! «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. И постоянно лелею мысль, если Бог даст на ней когда-нибудь жениться… А с лагеря 1890 года по сие время я страстно полюбил (платонически) Маленькую К.», — писал в смятении влюбчивый Николай.
Он прекратил отношения с Малечкой, как только Аликс, наконец, согласилась стать его женой. Перед свадьбой Николай рассказал ей о своем романе с Матильдой.
— Я люблю тебя еще сильнее после того, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие глубоко тронуло меня, — ответила ему Алиса, будущая императрица.
Однако в свете еще долго ходили слухи о том, что связь Николая и Матильды продолжалась и после свадьбы.
Понюхай это письмо
На протяжении всего супружества Николай и Александра были неизменно нежны друг с другом. Ежедневно в своих дневниках и почти всегда в письмах они писали страстные послания.
«Целую и ласкаю тебя без конца, хочется показать тебе всю силу любви моей к тебе… Вспомни последнюю ночь, как нежно мы прижимались друг к другу. Жажду твоих ласк — не могу жить без них… Целую каждое любимое местечко с нежной, нежной любовью — я вся твоя… Осыпаю тебя самыми нежными и страстными поцелуями, голубчик. Всегда твоя до смерти и за гробом… твоя старая Женушка… Понюхай это письмо», — это выдержки из писем к мужу Александры Федоровны.
Секс в отношениях супругов занимал важное место на протяжении всей их жизни. Даже после двух десятков лет брака отношения не угасли, и, судя по письмам, Николай боготворил и вожделел жену. Он раздражался, когда супруга вынуждена была отказывать ему в близости по регулярным женским причинам. Эти женские недомогания в семье шаловливо именовали «мадам Беккер», или просто «мадам Б.».
«Моя любимая, я очень хочу тебя! Пожалуйста, пусть у тебя не будет m‑me Б., когда я вернусь!.. m‑me Б. была бы встречена крайне враждебно!.. Как я тоскую по твоим сладким поцелуям! Да, любимая моя, ты умеешь их давать! О, какое распутство!.. Остаюсь твой "бедный, маленький, безвольный муженек"», — эти игривые строки писал супруге с фронта в период Первой мировой войны император Николай II.
Они вели переписку в основном по-английски.
Запрет на совместный сон
Жизнь супругов не была безоблачной. При дворе Александру Федоровну не любили, считали холодной, неприветливой. По воспоминаниям хорошо знавших ее людей, эта внешняя холодность происходила от излишней застенчивости.
Сама Александра постоянно боролась с собственными недостатками — раздражением, властолюбием, училась терпению. В дневниках по поводу семейной жизни она писала: «Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала».
Граф Сергей Витте писал, что Николай II «женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было нетрудно при его безвольности».
Александра Федоровна так и не выучилась быть приятной «высшему свету», но сумела стать любящей женой и матерью. Она поддерживала Николая до конца дней. Одним из самых страшных наказаний для супругов стал запрет спать вместе, наложенный на них в марте 1917‑го — после отречения Николая от престола. Позже запрет был снят. Но им оставался лишь год на то, чтобы «нежно прижиматься друг к другу».
Образцовая семья
Русская православная церковь канонизировала обоих — и Николая II, и Александру Федоровну. Их семейную жизнь в РПЦ считают образцом для подражания. В конце прошлого года Московская патриархия начала просветительский проект «Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви», призванный «утвердить семейные ценности в российском обществе». На улицах Москвы появились рекламные постеры с цитатами из личного дневника императрицы Александры Федоровны и ее писем к супругу. Проект планируется распространить и на другие города страны, в том числе Петербург.
Автор текста: Елена Роткевич
Материал из выпуска №45 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русский спорт».
Еще больше о судьбах исторических личностей в нашей специальной подборке «Судьбы» — https://history1.ru/fates