Победа не всегда куется силой оружия. Иногда победить врага можно, не уничтожая его физически, а показав свое моральное превосходство. Продемонстрировав несгибаемую силу духа и готовность стоять до конца. Стоять, вопреки всему, и оставаться человеком в любой ситуации. История про 101 узбека, раскопанная и рассказанная голландским журналистом Ремко Рейдингом, тому подтверждение.
Узбеки и Смоленское сражение
Смоленское сражение, разыгравшееся на протяженном фронте более 600 километров, стало одним из самых масштабных в ходе первого года войны. Итоги его с одной стороны были плачевны для Красной Армии – более 700 тысяч убитых и раненых и оставшаяся в руках Вермахта стратегическая инициатива. С другой – эти потери позволили замедлить продвижение немцев к Москве и выиграть время для переброски резервов с Дальнего Востока и из Сибири.
Но это потом, а пока – в раскаленном августе 1941 года – советское командование бросало в контратаки все силы, которыми располагало. Среди них было немало дивизий из Средней Азии: казахи и киргизы, таджики и туркмены, узбеки… Несколько боевых частей последних под Смоленском попали в котел и в сентябре 1941 года 101 пленный узбек был доставлен в концентрационный лагерь Амерсфорт, что располагался в южной части одноименного голландского городка.
На особом положении
Эти низкорослые смуглые люди выглядели как типичные азиаты. Но при этом были одеты в советскую военную форму и ранее сражались в рядах РККА. Немцам даже не пришлось чего-то придумывать и кого-то переодевать. Именно на примере пленных узбеков решено было продемонстрировать какими нецивилизованными зверьми являются «русские Иваны». Их поместили в отдельный «загон», практически не кормили, отправляли на самые сложные работы и ежедневно избивали. Жизнь в концлагере не была раем, но этим пленникам приходилось явно тяжелее остальных.
Подвиг человечности
Таким образом – через постоянное унижение – узбеков готовили к съемке. Когда прибыл оператор, по периметру решетки расставили самых рослых охранников. Контраст между изможденными азиатами и одетыми с иголочки «арийцами» был огромен – как раз то, что требовалось геббельсовской пропаганде. Через забор в центр «загона» один из офицеров бросил буханку хлеба, ожидая, что сейчас между голодными пленниками развернется настоящая драка. Но ничего подобного не произошло…
В полной тишине один из узбеков поднял хлеб и отдал его самому старшему. Скрестив ноги, пленники уселись на землю, образовав круг. Отламывая от буханки по небольшому кусочку, старший узбек разделил хлеб на всех. После такой абсолютно условной трапезы узбеки помолились и поднялись с земли. Конечно же, отснятый материал никуда не годился…
100 и 1 узбек
Финал такой истории просто не может быть счастливым. Вечером того же дня пленники были в очередной раз жестоко избиты охраной лагеря. Издевательства продолжались и в последующие дни. Весну 1942 года удалось встретить лишь 77 заключенным. Но и те наслаждались ей недолго. В апреле пленники были расстреляны. Сегодня никто не знает ни их имен, ни даже какой части они принадлежали. Остались лишь немногочисленные воспоминания бывших заключенных, записанные голландским журналистом и несколько карандашных рисунков…
Если статья вам понравилась, то жду лайков и новых подписчиков! Спасибо вам всем за то, что читаете!
Что почитать по теме:
Черемухин К., «На смоленско-московском стратегическом направлении летом 1941 года»
Анвар Иргашев и Юлия Медведовская, «101»
Воспоминания Хенка Брукхаузена – бывшего узника концлагеря Амерсфорт