В широком смысле под современным искусством понимают ВСЕ искусство, начиная с периода смены классической парадигмы на модернистскую, а именно – с импрессионистов (точкой отсчета можно считать первую выставку импрессионистов в 1874). Таким образом современное искусство – это обширный временной пласт примерно в 145 лет.
В более узком смысле современным принято считать искусство после Второй Мировой войны (начиная с концептуализма). В это время появляется термин CONTEMPORARY ART авторства Розалинд Краусс. Понятие «contemporary» употребляется в значении одной эпохи, синхронной актуальным процессам «здесь и сейчас». Таким образом, искусство начиная с импрессионистов до Второй Мировой войны принято называть MODERN ART, а после - CONTEMPORARY ART.
Проблематика восприятия современного нам искусства происходит из точки наблюдения: поскольку мы смотрим из контекста – не можем быть объективны в своей оценке, а также не получили еще отфильтрованный и признанный остаток (как например в случае со всеми любимыми импрессионистами).
К слову импрессионистов, которых мы сегодня воспринимаем вполне однозначно и с восхищением, современники мягко говоря не принимали, а напротив – высмеивали так же, как и мы современное нам искусство.
Поскольку всякое искусство является зеркалом того, что происходит в обществе, современное искусство, как ни странно для многих звучит - должно быть априори «понятно» современникам, то есть нам с вами. Первичная же реакция высмеять и отмахнуться лежит корнями в нежелании столкнуться с реальностью и взглянуть на себя глазами современных художников.
Еще одна сложность на пути к восприятию современного искусства мне видится в том, что мы ищем «смыслы» и «ответы» поверхностно, не учитывая контекст: семиотический, мифологический, исторический, социокультурный.
Во-первых, не каждое произведение современного искусства «читается» через разум, как например, картины Ротко, Поллока или Кандинского.
Во-вторых, чтобы воспринять современное искусство, нужно владеть контекстом, а именно – иметь инструкцию «как смотреть». Многие художники оставляли такие инструкции (манифесты, научные труды), в том числе «самый непонимаемый» Малевич (что не уменьшает вопросов о том, в чем смысл его супрематического квадрата).
Я убеждена в важности искусства для современного человека.
При правильном подходе искусство позволяет перейти на новый уровень
чувственного и интеллектуального восприятия, буквально эволюционировать.
Как мне видится, современный человек, желающий смотреть за
предметную картинку и владеть долей мира (как это ни банально звучит)
разбирается в искусстве, поскольку видит в нем глубину и ценность.