Жизнь в Древнем Египте была связана со странствиями по воде. Страна располагалась в долине многоводной реки Нила, служившей египтянам источником пресной воды и пропитания, а кроме того, и транспортной артерией, по которой перевозились грузы и пассажиры.
Древнеегипетские речные грузовые суда представляли собой низкобортные деревянные баржи. Строили их мало, так как дерево в Египте было дорогим. Более доступным материалом был тростник, росший по берегам Нила. Из тростника, связанного в длинные валики, вязали большие лодки, обладавшие неплохой грузоподъёмностью.
Древнеегипетские тростниковые баржи нельзя было использовать для транспортировки каменных глыб, шедших на строительство пирамид и усыпальниц. Этот ценный груз из каменоломен доставляли в низовья Нила волоком.
В движение корабли приводились прямым парусом, поднимавшимся на единственной А-образной мачте, сооружённой из двух пальмовых стволов, и вёслами.
Нил хоть и широк и полноводен, но всё же река, и весть о том, что везёт очередной караван судов, быстро распространялась по её берегам. И в одной из тихих заводей купцов могли подстеречь речные пираты на быстрых длинных лодках-долблёнках или плотах. Под угрозой направленных на них стрел с наконечниками, обмотанными тлеющей паклей, купцы вынуждены были делиться своим богатством с пиратами. Они боялись, что в противном случае пираты подожгут лодку, а сухой тростник очень хорошо горел.
А если пиратам удавалось взять купеческую лодку на абордаж, она отводилась к берегу, Её разоряли, а потом сжигали.
В XV в. до н.э. египтяне переняли от своих северных соседей-финикийцев навыки строительства прочных морских судов из дерева. Великая египетская царица Хатшепсут направила в южные моря экспедицию из таких кораблей "за иноземными пряностями, тканями и драгоценными благовониями".
Экспедиция вышла из Красного моря в Индийский океан и побывала в загадочной стране Пунт (скорее всего это была Индия). Неизвестно, торговали ли египтяне с пунтийцами или предпочли воспользоваться правом сильного, но экспедиция вернулась домой с богатыми дарами для своей царицы.
Финикийцы, прародители современного судостроения, изобрели корабельный корпус с килем и шпангоутами. Они строили свои суда из очень прочного дерева - ливанского кедра. Финикийцы торговали со всеми странами Восточного Средиземноморья и также не гнушались морским разбоем, грабя купеческие суда и разоряя прибрежные селения.