Станок был сделан из массивного красного дерева французской фабрики с надписью „C. J. Pagnier“. Вес всего станка составлял 4 пуда 30 фунтов (79,13 кг); он легко разбирался и при упаковке занимал очень мало места.
Подданные Наполеона печатали на этом станке приказы по армии, указы, различные документы и прокламации. По мнению вологодского историка Сергея Алексеевича Тихомирова, именно на этом станке одной из последних была напечатана знаменитая прокламация об освобождении русских крестьян от крепостной зависимости.
При бегстве французов из Москвы станок был брошен. В 1814 году он был выставлен на продажу среди других трофеев Отечественной войны 1812 года. По счастливой случайности его приобрел вологодский помещик Дмитрий Михайлович Макшеев и в 1820 году перевез его в свое имение Верхнее Осаново под Вологдой.
Кем же был этот первый владелец реликвии?
Дмитрий Михайлович Макшеев, уроженец Вологодской губернии, происходил из старинной дворянской фамилии, получил первоначальное образование в первом Санкт-Петербургском кадетском корпусе, после окончания которого некоторое время находился на гражданской службе.
Дмитрий Михайлович занимался также переводами на русский язык некоторых французских книг. Так, им был напечатан перевод Священной истории французского лингвиста Антуана Исаака Сильвестра де Саси. Надеясь ко 2-му изданию книги на русском языке приложить рисунки, Макшеев открыл в Вологде литографию, в которой предполагал заготовить и несколько картин к новому (отдельному) изданию сочинения епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Однако новое издание этого сочинения не было пропущено духовной цензурой и не вышло в свет.
Испытав на собственном опыте несовершенство судопроизводства, Макшеев в начале 1830-х годов написал проект преобразования судебной системы и представил его на высочайшее усмотрение. Проект получил благоволение императора Николая I.
Вернемся к станку Наполеона. После смерти Дмитрия Михайловича он перешел к его единственному сыну вологодскому губернскому прокурору Сергею Дмитриевичу Макшееву. Тот, однако, исторической ценности станка не оценил и выбросил в каретник, откуда его извлек Александр Владимирович Гудков-Беляков – известный в Вологде издатель. В типографии А. В. Гудкова-Белякова станок работал с 1865 до 1879 год: на нем изредка печатались жеребьевые билеты для новобранцев.
В 1879 году А. В. Гудков-Беляков продал станок словолитне О. И. Леман в Москву.
В 1909 году станок экспонировался на Всероссийской выставке, посвященной столетию Отечественной войны 1812 года. Об этом написал в своих воспоминаниях московский вице-губернатор Владимир Федорович Джунковский:
«В 1907 г. был учрежден Особый комитет по устройству в Москве военно-исторического музея в память Отечественной войны 1812 г. Комитет с первых же дней своего существования привлек много ценных сотрудников, заинтересовал путем печати широкие круги общества, благодаря чему будущий музей стал постепенно наполняться разными историческими документами и предметами эпохи Отечественной войны, так что уже к началу 1909 г. было столько предметов, что представилась возможность устроить им выставку. Выставка эта и открылась 20 февраля в залах Исторического музея. Среди выявленных предметов было много весьма ценных, представлявших исторический интерес, в том числе подлинный печатный станок Наполеона I, бывший с ним в походе в Москве».
К сожалению, после выставки следы наполеоновского станка затерялись. Его судьбой интересовались многие исследователи-вологжане. Так, известный поэт Борис Сергеевич Непеин искал станок в Политехническом музее среди других экспонатов-памятников технической истории, но не нашел его.
Заведующая отделом древнерусского искусства Вологодского областного краеведческого музея Ирина Александровна Пятницкая предполагала, что типографский станок Наполеона находится в Государственном Историческом музее.
Как знать? Возможно, этот раритет хранится в фондах музея Отечественной войны 1812 года в Москве.
Источники: Джунковский В. Ф. Воспоминания. В 2 т. Т. 1 / В. Ф. Джунковский. – Москва : Издательство имени Сабашниковых, 1997. – С. 362.
К столетию Отечественной войны, 1812–1912. Вып. 1. – Москва : Издание художественной фототипии К. А. Фишер, 1911. – Л. 40.
Клыпин, С. В. Типографское дело в Вологде : (материалы для истории) / С. В. Клыпин // Записки краеведческого кружка при Вологодском педагогическом институте. – Вологда, 1922. – Т. 1, № 1. – С. 6.
Непеин, Б. С. Станок Наполеона / Б. Непеин // Вологодский комсомолец. – 1977. – 11 мая. – С. 4.
Фортунатов Ф. Памятные заметки вологжанина : (Вологда в 1812 году, Сперанский, Магницкий, Трощинский, Макшеев, Монаков, Каразин, Словцов и др.) / Ф. Фортунатов // Русский архив. – Москва, 1867. – [№] 12. – Стб. 1646–1650.