Найти тему
Философские байки

Иммануил Кант про эстетику и прекрасное

Оглавление

Сейчас слово «эстетика» используется в значении «учения о прекрасном».

«ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах» — словарь Даля.

Но такое значение у слова было не всегда. Во времена Иммануила Канта эстетикой называлось учение о чувственности: о том, как мы чувствуем, воспринимаем, представляем и познаём мир. Это же значение он вкладывал в слово эстетика, когда писал «Трансцендентальную эстетику» — первую часть «Критики чистого разума». И здесь он говорит не о прекрасном, а о чувственности вообще и о её формах — пространстве и времени.

Чувственность позволяет нам познавать не вещи, но явления. Мы созерцаем их в пространстве и времени. И далее, на основе опыта, но с помощью суждений разума мы и строим картину мира.

Кант об эстетике в её современном понимании

Тем не менее, эстетика как учение о прекрасном тоже занимало его мысли, которые вылились в трактат «Критика способности суждения».

«...в центре между рассудком и разумом находится высшая способность чувства — это суждение».

Суждение позволяет нам узнавать прекрасное, возвышенное, гениальное. Кант задаётся вопросом, на чём оно основано? И делает два противоположных вывода:

«Суждение вкуса не основано на понятиях, а то в противном случае о нём можно было бы диспутировать»...
«Суждение вкуса основано на понятиях, в противном случае о вкусах… нельзя было бы даже спорить»

И это не удивительно. По мнению Канта, эстетические суждения всегда спорят сами с собой, потому что они в одно и то же время и всеобщи, и уникальны. Мы называем что-то прекрасным, полагая, что это — свойство самой вещи; и в то же время мы допускаем, что что-то может казаться прекрасным только нам.

Эмиль Дерстлинг. Кант и друзья за столом
Эмиль Дерстлинг. Кант и друзья за столом

Как мы оцениваем прекрасное?

По мнению Канта, эстетическим суждениям характерны четыре основные особенности:

1. Незаинтересованность. Это чистое любование, недоступное интересам разума и чувств.

2. Всеобщность. Чтобы прочувствовать прекрасное, не нужны понятия, оно и так нравится всем.

3. Целесообразность. Мы не знаем цели, но чувствуем, что она есть: целесообразность воспринимается без представлении о цели.

4. Необходимость и общезначимость. Прекрасное необходимо всем.

А вы согласны с философом?