22 апреля 1915 года в районе бельгийского города Ипр по приказу германского генерала Эриха фон Фалькенхайна впервые в истории была проведена первая на западном фронте газовая атака, морально подавив французов и англичан.
Немцы первыми применили новый способ ведения боевых действий. Атака проводилась «баллонным» способом. Баллоны размещались в специально оборудованных окопах, объединенные в «газобалонные батареи» по 20 штук в каждой. Закапывание их и оборудование всех позиций для газовой атаки было закончено 11 апреля, но больше недели немцам пришлось ждать благоприятного ветра. В нужном направлении он задул только 22 апреля 1915 года.
Хлор, находившийся в жидком состоянии, выбрасывался сжатым воздухом из баллонов и с поворотом вентиля выходил в газообразном состоянии и формировал плотное облако, так называемую «газовую волну», которую в сторону позиций противника гнал ветер. Газобаллонный способ обладал многими существенными недостатками – был трудоемким из-за установки оборудования и главное, требовалось наличие благоприятных метеоусловий: нужных направления и силы ветра, температуры почвы и влажности воздуха.
Атака началась в 16:45, когда подул слабый восточный ветер и газ в виде облаков желтовато-зеленого цвета стал двигаться в сторону окопов ничего не подозревавших французов. В течении 5 минут «газобаллонные батареи» выпустили 168 тонн хлора. Всего на линии фронта длиной около 6 км немцы выпустили 180 тонн хлора из 6 тысяч баллонов.
Хлор поражает дыхательные пути и слизистые, вызывает ожоги глаз и при обильном вдыхании приводит к смерти от удушья. Никаких средств защиты от газа в войсках еще не было, никто даже не знал, как защищаться и спасаться от такой атаки.
Хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха и без проблем проникал в укрытия через щели. Все, кто пытался бежать, ускоряли действие хлора и умирали быстрее.
События дня 22 апреля на «Завалинке»
Надо заметить, что наступавшая вслед за облаком хлора немецкая пехота также пострадала от газов. Облако газа задело в том числе и их позиции. Немецкие пехотинцы откровенно боялись идти вперед по зараженной местности. И к тому же, не имея достаточного подкрепления, немецкая пехота не смогла использовать полученное преимущество до прихода британско-канадских сил.
В результате этой химической атаки погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч человек получили серьезные повреждения глаз, легких и других внутренних органов. Германский генерал пехоты Э. Людендорф впоследствии оправдывался, что зверское оружие применено было, якобы, для прикрытия перегруппировки немецкой армии.
Антанта сразу заявила о том, что Германия нарушила принципы международного права, однако Берлин парировал это заявление тем, что Гаагская конвенция запрещала лишь применение химических снарядов, но не газов.
В июле 1917 года у того же Ипра немцами была проведена еще одна газовая атака, в качестве поражающего был использован горчичный газ, ныне известный как иприт.
За годы Первой мировой войны немецкие войска более 50 раз использовали отравляющие газы, французы – 20 раз, англичане – 150 раз.