Недавно в Россию приезжал с серией мастер-классов итальянский художник Кико Перотти. Я стала свидетелем, как буквально за пару часов сквозь черный холст пробились на свет очень натуралистичные и изящные одуванчики. Похоже на магию, но роль волшебной палочки выполняет обычная кисть. Фантастика!
Кико входит в десятку лучших ботанических художников в мире и вместе с женой преподает живопись по авторскому методу. Мне захотелось побеседовать с ними обоими и, о счастье, мне это удалось. Делюсь с вами, дорогие читатели, результатами нашего полилога:
Екатерина: Ваши стили живописи совершенно разные. У Кико отточенный и детализированный реализм, у Светланы – размашистая импрессионистическая манера в духе Коровина... Но наверняка есть что-то, что объединяет Ваше творчество. Чему Вы научили друг друга в плане искусства?
Светлана: Это только впечатление складывается, что мы очень разные. На самом деле у нас такая невероятная совместная алхимия творческая, поэтому нам и интересно вместе. Когда мы встретились, Кико был увлечен индийской миниатюрой и тибетской танкой, работал тончайшей кистью в один волосок. Это было для него формой медитации, он всегда говорил, что ему важно пролить тишину на бумагу.
Я же работала маслом широко и размашисто. Но одновременно занималась иллюстрацией и еще писала картины о моих снах и мечтах. Они были более утонченные, менее спонтанные. Про внутреннюю тишину, паузы, слушание голоса духа. В этом мы сразу были очень близки. Я всегда восхищалась умением Кико работать долго, медитативно. Рядом с ним я стала получать еще большее удовольствие от самого процесса, от внимания к деталям.
Кико рядом со мной открыл в себе ироничную и теплую фантазию, вытащил на свет образы, которые жили в его внутреннем мире, но не были частью картин. Так родился его цикл персонажей маслом и пастелью. У меня он научился живописному хулиганству на бумаге, импровизации на холсте. Например, иногда Кико буквально за несколько минут пишет очень живые, свободные акварельные этюды, легкие, как чистая эмоция. Я же, когда работа не идет, порой сижу часами у него за спиной, размышляю и чувствую, что мне очень хорошо. Мы дополняем друг друга постоянно.
Кико: Когда-то давно мы занимались в Москве дизайном и декором домов. И к нам поступил заказ на роспись всей стены цветами. У меня сначала случился шок, так как на тот период жизни я в принципе не принимал большие холсты, работал ювелирно, кропотливо. В тот момент мне очень помогла Света, убедила выйти на огромный размер стены, взять в руки малярную кисть и работать ей. В моем мышлении тогда произошел какой-то масштабный скачок. До сих пор учусь у нее спонтанности, эмоциональному выражению на холсте.
Екатерина: Хотите написать учебник или самоучитель по живописи и рисунку? Каким он был бы, чем отличался бы от других?
Светлана: Я сейчас пишу свою первую книгу. Это не совсем учебник, скорее жанр нон-фикшн. Это будет вдохновляющая на творчество моя личная история о «пути мага», с полезными советами о том, почему вообще важно писать, как начать и справиться со страхом, как можно перевернуть сценарий жизни с помощью живописи, обрести новые смыслы, перейти из состояния скуки в состояние радости, наладить связь с собой. Сейчас много учебников о законах и техниках, есть и истории про вдохновение. Мне же хотелось соединить духовный опыт и практические советы с моей личной историей как художника, так и преподавателя.
Кико: Нет, не хочу. В нашей семье главный мастер слова – это Света. Я предпочитаю говорить, объяснять законы и свой подход устно. К тому же, она готовит сейчас свою первую книгу, и я по праву тоже могу считаться может и не автором, но уж точно консультантом.
Екатерина: Вы познакомились в Гималаях недалеко от усадьбы Рериха. Должно быть, это особенный художник для Вас? Что думаете о его творчестве?
Светлана: Рерих для меня является особенной фигурой в искусстве. И не только потому, что мы с Кико встретились в деревне Нагар, где расположена усадьба Рерихов. Прежде всего, Рерих – это философия, учение, которое стало для многих порталом в новую систему мироздания, открытием особенных знаний. Когда-то он сильно повлиял и на меня, поэтому его творчество мне близко.
Кико: Раньше я воспринимал Рериха больше как философа. Как художник, если честно, он меня интересовал мало. В его работах я видел в первую очередь иллюстрацию его философии. В последние годы, когда вижу его в музеях, чувствую: энергетика его работ, пронзительность цвета стали мне ближе.
Екатерина: А чье еще творчество Вас вдохновляет?
Света: Джотто, Мантенья, Ван Гога, русских импрессионистов.
Кико: Люблю художников Возрождения. Безусловно, Рафаэль, Леонардо. Много творческой энергии мне дают Ван Гог, Сезанн. Один из любимых – Гоген. То, как он работает с пятном цвета и композицией – бесценно.
Екатерина: Расскажите о философии своего искусства.
Света: Как художнику мне больше всего интересно не столько содержание картины, само изображение, сколько то, как решена композиция, и какая энергия пульсирует в картине. Поэтому, когда я пишу, я имею дело с собственной жизнью. Стараюсь писать работы где-то на грани инстинкта, чувственных эмоций, наполняя холст моей вселенной. Будь то мои сны, впечатления, предчувствия или просто этюды на природе.
Кико: Философия моего искусства – это прежде всего состояние внутренней тишины, которая должна быть у художника, когда он пишет. Мои картины не рассказ, а слушание себя. Живопись для меня – форма ухода во внутреннюю тишину и перенесение ее на холст.
На днях читайте продолжение интервью, а пока подписывайтесь на канал! А 12 апреля приходите на выставку Кико Перотти, где будет представлено 50 его новых работ. Подробности здесь.