Найти тему
машина

Советский справочник по китайским автомобилям

Книжка по китайским автомобилям, подготовленная в СССР?! Представьте себе, было и такое! Правда, справочник тот был сугубо под грифом «ДСП» (для служебного пользования) и посвящался только той технике, которая встречалась в китайских вооруженных силах. Содержание его от этого, впрочем, менее интересным не стало. Ибо где еще сегодня найти хоть какую-нибудь информацию, скажем, про грузовик «Цзинганшань-27» или, прости господи, «Цинхайху-10А»?! Жаль только, что картинки в справочнике совсем низкого качества – сплошная ретушь. Но для некоторых из этих картинок удалось найти исходники. Некоторые наиболее интересные машинки из книжки мы вас сейчас продемонстрируем.

1.

Легкий внедорожник Tianjin TJ 210C (правильно читается «Тяньцзинь») выпускался с середины 1960-х годов. Он представлял собой дальнейшее развитие американского Willys MB, который на автозаводе в Тяньцзине делали еще с начала 1950-х. Аналогичные внедорожники под маркой Beijing BJ210 строили еще и в Пекине на заводе Dongfanghong. По общим пропорциям Tianjin TJ 210C похож на Willys, однако задние места в кузове выполнены в виде установленных вдоль бортов лавок, так что машинка вмещает 6 человек. Но 70-сильный мотор у нее – от нашей «Волги» ГАЗ-21: в китайском варианте обозначался как «модель 492» и выпускался и в Тяньцзине, и в Пекине.

2.

-2

А вот Tianjin TJ 210Е – версия внедорожника с точно таким же шасси, как у Tianjin TJ 210C, но только теперь с новым 4-дверным кузовом. Машина заявлена как 5-местная, но судя по всему, на заднем диване в ней было ооочень тесно! Габариты-то у нее остались «виллисовские»…

3.

-3

Более крупный Beijing BJ 212 – довольно известный китайский внедорожник, представляющий собой нечто среднее между нашими ГАЗ-69А и УАЗ-469Б. Салон у него 5-местный, а мотор (той же модели 492) и трансмиссия – как у внедорожников Tianjin. Сперва его делали с 1965 года в Пекине на заводе Dongfanghong («Дунфанхун», в переводе означает «Красный Восток», сегодня – компания BAW). Потом к производству подключили еще с десяток мелких региональных заводиков.

4.

-4

А вот эта машина называлась Wuhan WH 211 (читается как «Ухань») и производилась на Автозаводе № 2 в одноименном городе Ухань, провинция Хубэй. Ее двигатель сохранил «волговский» диаметр цилиндров (92 мм), но рабочий объем указан равным 2,66 л – то есть ход поршня китайцы немножко увеличили, что позволило поднять мощность до 80 л.с. Величина колесной базы (2300 мм) – такая же, как у BJ 212 и ГАЗ-69. Кстати, пекинский автозавод тоже выпускал в 1960-х внедорожник с индексом «211» и схожей внешностью – видимо, это была точно такая же машина.

5.

-5

Малотоннажный грузовик Haiyan SWH 600 («Хайянь») выпускали на автозаводе в Шанхае, входящем сегодня в состав корпорации SAIC. Он рассчитан на перевозку в платформе 500 кг груза или шестерых пассажиров на откидных лавках. Машина сверхкомпактная: всего 3 метра в длину, меньше нашей «Оки»! Вероятно, имеет японские корни, но с чего точно «содран» – не знаю. Оснащался 2-цилиндровым движком с воздушным охлаждением объемом 600 кубиков и мощностью 20 сил (вероятно, мотоциклетным).

6.

-6

«Двухтонку» Beijing BJ 130 разработал Пекинский автозавод № 2 в 1966 году, а к ее производству, начиная с 1968 года, постепенно подключились почти два десятка заводов. По сути, это далекий предок некогда популярного у нас китайского грузовичка BAW Fenix! Массогабаритные показатели у них как раз весьма близкие. На машину ставился 75-сильный мотор 4G92Q-N, ведущий родословную от советского двигателя ГАЗ-21, и 4-ступенчатая коробка передач. Довольно практичная машина, не имевшая аналога в советском автопроме!

7.

-7

Совсем другую «двухтонку» строил Шанхайский автозавод: эта машина с угловатой и более старомодной кабиной называлась Shanghai SH 130. Карбюраторный двигатель модели 490Q шанхайского же производства развивал те же 75 л.с., что и у Beijing BJ 130, но имел более скромный объем: 2,29 л. Происхождение мотора явно не советское – видимо, корни всей машины надо искать где-то в Японии.

8.

-8

А этот грузовик узнаете? Это же наш ГАЗ-63, только с немного перекроенной «мордой лица»! Назывался он Yuejin NJ 230. Помните, лет 10-12 тому назад грузовички этой же марки Yuejin в полный рост собирал у нас завод «Автотор» в Калининграде. Как только не коверкали это слово и дилеры, и владельцы! Вот и в старом советском справочнике русская транскрипция приведена неверно – написано «Яоцзинь», хотя правильно, согласно системе пиньиня, будет «Юэцзинь». Выпускал такой «газончик» автозавод в городе Нанкин с 1965-го по 1980 год. От оригинального ГАЗ-63 китайский клон отличался двигателем с более высокой степенью сжатия и увеличенной до 88 л.с. мощностью (модель двигателя – NJ70).

9.

-9

А вот – аналогичный лицензионный вариант «полста первого» газона: Yuejin NJ 130. Двигатель – тот же NJ70, как и у предыдущей машины, а массогабаритные параметры полностью соответствуют оным у грузовика ГАЗ-51А.

10.

-10

А теперь попробуйте правильно прочитать название этого грузовика: Jinggangshan 27. Получилось? )) Ладно, говорю правильный ответ: «Цзинганшань». Делал такие грузовики Цзинганшаньский автозавод из провинции Цзянси. Сегодня он известен как Jiangling Motors Company, и его автомобили марок JMC и Landwind также одно время поставлялись в РФ. Но вернемся к нашему «Цзинганшаню». Технически это была копия Yuejin NJ 130, то есть по большому счету – это наш ГАЗ-51А, только с другой кабиной.

11.

-11

И это тоже клон нашего «газика»: назывался такой грузовик Wuhan WH 130 и производился на уже упоминавшемся автозаводе в городе Ухань.

12.

-12

А теперь опять экзотика: грузовик с почти матерным названием Jianghuai HF 140 («Цзянхуай») из еще более матерной провинции Аньхуэй. Его завод-изготовитель сегодня известен как JAC Motors. Прототип в этой машине признать не могу. По характеристикам – «трехтонка» на больших 20-дюймовых колесах, но с коротенькой колесной базой (2900 мм) и 120-сильной карбюраторной «шестеркой» модели HF440 с рабочим объемом 4,387 л. К советскому автопрому, таким образом, этот автомобиль отношения не имеет.

13.

-13

Зато вот этот 4-тонный Jiefang CA 10B («Цзефан», в переводе – «Освобождение») имеет, причем самое прямое: в нем сложно не признать наш ЗИС-150! В 1953 году СССР не просто передал Китаю лицензию на грузовики ЗИС, но и помог построить в Чанчуне завод полного цикла, подобный нашему МосЗИСу. Он получил название Первый автозавод и сегодня, в отличие от московского собрата, прекрасно себя чувствует, выпуская весьма современные автомобили марки FAW.

14.

-14

А вот это уже – топорно скопированная версия грузовика Jiefang: называлась она Qinghaihu QH 10A («Цинхайху») и производилась на автозаводе в городе Цинхай. Мотор – аналогичный: нижнеклапанная бензиновая «шестерка» объемом 5,55 л и мощностью 95 л.с.

15.

-15

Еще один Jiefang, на сей раз модели CA 30A – это уже копия нашего ЗИЛ-157 с того же самого Первого автозавода в Чанчуне. Все характеристики одинаковы с зиловскими.

16.

-16

Альтернативный вариант «четырехтонки» – бескапотный грузовик Hongwei GZ 140 («Хунвэй»), который выпускался на Гуанчжоуском автозаводе. Он значительно – на целый метр – компактнее «Цзефана», притом что имеет удлиненную на 20 см платформу. Да и двигатель у «Хунвэя» был явно более прогрессивный: карбюраторная «шестерка» модели 694Q развивала 120 л.с. при объеме 4,371 л.

17.

-17

Завод по производству товарных вагонов из Шанхая строил вот такие грузовики марки Jiaotong SH 141 («Цзяотун»). Впоследствии вместо марки Jiaotong и применявшейся параллельно Qiaotong предприятием стала использоваться новая марка Datong. Что до технических особенностей – то SH 141 представлял собой «четырехтонку» с двухрядной кабиной на 5 человек, которая оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым мотором объемом 4,55 л и мощностью 90 сил. Размер колесной базы – 3500 мм.

18.

-18

Huanghae JN 150 («Хуанхэ») грузоподъемностью 8 т – лицензионная копия чехословацкой Skoda 706RT. Производилась с 1960 года на автозаводе в городе Цзинань. Мотор – 12-литровая дизельная «шестерка» модели 6135Q Шанхайского завода двигателей мощностью 160 сил.

19.

-19

ChangZheng XD 250 («Чанчжэн») – тяжелый 10-тонный «полноприводник», выпускавшийся на Чанчжэнском автозаводе в провинции Хэбэй на основе лицензии на чехословацкий грузовик Tatra 111. Кабина по сравнению с оригиналом модернизирована. Оснащался 14,8-литровым дизелем 12V110F (170 л.с.), который выпускался на заводе № 3402 в городе Сиань.

20.

-20

Еще одна вариация на тему чехословацкого автопрома – ChangZheng XD 980, который представлял собой перелицованный балластный тягач Tatra 141 с 8-местной кабиной.

21.

-21

А это – более поздний 12-тонный ChangZheng XD 160, который производился на том же заводе в Хэбэе по лицензии на Tatra 138. Как видно, тут тоже не обошлось без кабинных изменений: китайские товарищи применили оригинальное оперение передка. Двигатель – дизель XD 8V 120 (V-8, объем – 11,768 л, мощность – 180 л.с.).