Найти тему
ЮВЕЛИРЦЕНТР

Арт-Нуво или Арт-Деко. Разбираемся в стильных направлениях

Оглавление

Помните старую шутку: как правильно «Иран» или «Ирак»? Так и со стилями Ар-нуво (Art Nouveau) и Ар-деко (Art Déco). Кто есть кто и как их различать. И читать ли букву «т» в русской литерации с французского? (Скорее нет, но и она не ошибка.)

-2

Art Nouveau

Конец XIX века. Викторианский стиль, «траурные» украшения и романтизм, правящие миром до этого, постепенно затихает. На смену приходит напоминание об этносе, готике и даже японские мотивы. Плавные изгибы, кельтские узоры, кои, феи, журавли… Они охватили умы примерно с 1890 гг и до 1914 – там пришла Первая мировая война. И стало не до искусства.

-3
-4
Украшение для волос в форме соцветия дикой моркови Tiffany.
Украшение для волос в форме соцветия дикой моркови Tiffany.
Серебро, медь, опалы, гранаты, эмаль.

Art Déco

Стиль «потерянного» поколения – возник и существовал в промежутке между двумя мировым войнами. Время «Великого Гетсби» и джаза. Геометрия, чёткость цвета и платина взамен золота.

-6
-7
-8

В общем, как в детской песенке: «если видишь на картине» (на украшении, доме или лампе) мягкие линии, цветочные мотивы и «удар бича» – это Ар-нуво, который в советское время называли модерном. Если это чистые цвета, геометричность и крылья аэропланов, а не фейАр-деко.

-9
-10
-11

Ювелиры и художники модерна

Именно на конец XIX века ювелиры окончательно стали считаться художниками. Коллекции их стали закупать музеи, а в обществе французских художников появился отдел прикладного искусства.

Рене Лалик (Rene Jules Lalique)

Одна из ключевых фигур течения. Работал с перламутром, слоновой костью, эмалью и самоцветами и французским стеклом (его разработка – литьё под давлением).

Из-за эмансипации легко ввёл женские обнажённые образы в украшениях – восхитительные и возмутительные.

А также разрабатывал и создавал аксессуары для Сары Бернар.

-12
-13
-14

Жорж Фуке совместно с Альфонсом Мухой

Фуке воплощал в жизнь то, что рисовал Муха – один гений творил по эскизам другого. В 1900 году они совместно создали коллекцию для Всемирной парижской выставки.

-15
-16
-17
-18

Люсьен Гайар

Лаконичные украшения, которые естественнее передавали природные мотивы по сравнению с современниками.

-19
-20
-21

Карл Фаберже

В России тоже были свои мастера, работающие в стиле модерн. Самый яркий представитель – придворный ювелир дома Романовых.

-22
-23

Ар-деко

Постепенно нежные флорарные узоры сходят на нет или извращаются, и замещаются на более строгие – геометрические. Конструктивизм и демократия – вот что задаёт тон ювелирным украшениям после войны.

А египетские находки 1922 года возбудило интерес к древней культуре. Экспрессионизм, сюрреализм (прочие «-измы») сильно повлияли на стиль.

Картье

Ювелирный дом с головой погрузился в новое веянье. Сначала осторожно, используя более мягкие, округлые формы. Затем – смелее, используя острые геометрические фигуры. Драгоценные камни сочетались с поделочными.

-24
-25
-26
-27

А затем ювелиры Картье создали строгий, чёрно-белый ар-деко: платина, чёрная эмаль, бриллианты и оникс.

-28
-29

Раймон Тамплие

Человек, «надевший» на женские ушки небоскрёбы:

-30

Жан Фуке

(Сын Жоржа Фуке) – кубизм и авангардизм в одном флаконе.

-31
-32

Ну что, вы ещё путаете?