Не углубляясь в методики преподавания американской начальной школы, можно, пожалуй, уверенно говорить о том, что уж чего-чего, а уюта в классах для маленьких учеников там хватает. Это достигается обильным по сравнению с другими странами украшением классов, добавлением мягких мест для сидения, и обязательным читательским уголком.
Причем, читательский уголок в классе это чуть ли не фетиш для американских учителей. Каждый раз перед началом учебного года они начинают готовить класс именно с него, стараясь придумать что-то особенное, еще более уютное, вызывающее желание в нем быть. В читательском уголке, конечно же, есть библиотека, но также и подушки для сидения и лежания, мягкие игрушки, прозрачные балдахины. Часто читательские уголки оформляют как-нибудь тематически, например, в виде пещеры, корабля, замка. На форумах преподавателей можно увидеть много советов, как сделать уголок еще лучше, как его использовать в работе, как «заманить» в него детей… А и правда - как?
Несложно на самом деле. Наличие читательского уголка в классе уже сам по себе «заманитель». «Уважаемые коллеги, - говорят на форумах и в журналах для педагогов сами учителя, - вот если мы все время говорим детям, что чтение важный компонент обучения, то как мы их в этом убедим, если не постараемся сделать этот важный компонент видимым? Если вы хотите привить своим ученикам осознание важности чтения, то ваш класс должен обеспечить условия, в которых чтение явно ценится». И вот советы, как это показать:
- В классе должно быть спокойное и комфортное место для детей, которые могут быть в нем одни, с другом или небольшой группой. Зона для чтения должна включать в себя уютные сиденья (кресла-мешки, подушки, коврики, даже диванчик, если это возможно), одно-два живых растения для уюта и пару настольных или подвесных ламп для освещения и создания атмосферы.
- Книгам разрешено лежать в классе не только в читательском уголке, но и на подоконнике, на столах, возле аквариума… Книги по математике могут «жить» в математическом центре, книги про художников и рисование - на полке с принадлежностями для творчества, книги о природе - в живом уголке или на подоконнике с цветами. Правила тоже есть: не кидать книги, не брать их грязными руками, пользоваться закладками, в конце дня относить на место.
- Обычно в читательском уголке имеется ящик или корзинка для «заболевших» книг - у которых оторвался корешок, порвались страницы, испортилась обложка и прочие беды. Книги, которым нужна помощь, складываются в этот ящик или корзинку, а раз в неделю дети вместе с учителем их «лечат» склеивают, сшивают, чистят. Для тех, кто хорошо лечит книжки без помощи взрослых, оставляют контейнер со средствами «скорой книжной помощи»: клеем, скотчем, ножницами, ластиком…
- В читательском уголке могут быть не только книги! Если есть возможность, заведите плеер с коллекцией аудиокниг (и наушниками, конечно же), пальчиковых кукол для разыгрывания сценок из книг, игрушки в виде персонажей разных историй. Маленькие дети любят переодевания, так что можно завести самый простой реквизит для этого - бумажные маски, головные уборы, накидки. Настольные игры, связанные с сюжетами книг, тоже найдут место в читательском уголке. Пусть будет лоток с письменными принадлежностями и чистой бумагой - вдруг кто-то из детей захочет нарисовать или написать свои впечатления о книге. Их можно тут же и повесить на специальную доску с отзывами учеников о прочитанных книгах.
- В уголке стараются найти место для своего рода «доски почета» читателей, только на такой доске не самые активно читающие, а все ученики класса. У каждого есть свой конверт или ячейка, в котором лежит книга, которую ребенок сейчас читает, листочки с эссе, размышлениями о книге, если он их пишет, поделками по теме книги, если делает, и пр. Прочитанные книги дети возвращают на общие полки. О содержимом своих конвертов можно пообщаться друг с другом или показать родителям, когда они придут в школу.
- Библиотека класса должна обладать большим количеством книг, только тогда к ним будет интересно обращаться. Не 30 книг на 30 учеников, а 300! Это среднее количество. Тематика книг должна быть разнообразной: не только те произведения, которые вы рассматриваете в рамках учебного года, но и внепрограммные книги - художественная литература, научно-познавательная, энциклопедии, словари, приключения, фэнтези, сказки, стихи, классика, современная литература, про космос, про динозавров, про животных, про принцесс и рыцарей… Словом, максимальный круг интересов ваших учеников. Прекрасно, если вы знаете читательские вкусы детей и пополняете библиотеку, думая о них!
Финансовая сторона вопроса так же актуальна для американских учителей, как и для российских. На формирование классных библиотек школа не выделяет деньги, учитель собирает ее сам: покупает в отделах букинистики, на распродажах, забирает списанные экземпляры из городских библиотек, бракованные экземпляры и остатки по себестоимости отдают издательства, хорошо помогают сами родители и выпускники, приносят книги из домашних библиотек или специально покупают новые книги в подарок классу…
В читательском уголке дети проводят много времени. Это предполагается по программе обучения. Есть модули, встроенные в концепт учебного дня, связанные с чтением: например, учитель читает вслух какую-то книгу всему классу, перед обязательной 20-минуткой письма дети примерно столько же времени читают про себя выбранные книги, разбиваются на пары и читают вслух друг другу, и это тоже предусмотрено программой обучения.
Еще в 1985 году Комиссией по чтению был выпущен доклад под названием «Становясь нацией читателей», в нем много внимания уделялось чтению вслух и его пользе для развития детей. Родителям и педагогам рекомендовалось читать детям вслух хотя бы по 15-20 минут в день. Независимо от того, какого возраста дети. И если родители не всегда могут обеспечить дома стабильные чтения вслух своим детям, то школа может. Поэтому американские учителя и читают вслух ученикам каждый день. А вот что именно читать - решает сам учитель.
Мы честно искали нечто подобное в российских школах (в интернете и очно), но те, которые мы обошли, под читательским уголком подразумевают стенд-папку со списком книг, что надо читать, а на вопросы «почему у нас не практикуются в классе читательские уголки?» получали ответы: «А зачем? Есть же библиотека!», «А если дети все раскидают и порвут?», «Нам пожарная безопасность не позволяет держать много легковоспламеняющихся материалов», «Мы бы и рады, но где его организовать в маленьком классе?», «Хорошая идея, но где в класс столько книг взять? А диван?», «Лишние хлопоты для учителя, дети все равно читать не будут - они в телефонах на переменах»…
Мы все-таки надеемся, что просто плохо искали, и школы, в классах которых есть читательские уголки, нам просто не встретились. Но в любом случае, практику работы с читательским уголком могут осуществить родители детей на семейном образовании - у себя дома или в семейных школах. Уверены, фотографии вас вдохновят!
Подготовила Настя Морозова
Использованы материалы: