Найти тему

Эксперментальное жилье 1920-х

Оглавление

Я уже рассказывал о уплотнении жилья в Таганроге. Не стоит думать, что злые коммунисты сделали это из вредности и ненависти ко всему русскому. Только-только прогремела революция. Индустриализация требовала роста городов, а народные массы — социальной справедливости.

Помимо уплотнения, советская власть начала активное строительство.

Я уже рассказывал о Стахановском городке, запланированном на американский манер в 1930-х.

Рассказывал я и о жилых городках 1920-х.

Сегодня же мы поговорим о том, что и как экспериментировали в 1920х годах. Вообще в двадцатые казалось, что Россия стоит на пороге нового мира. Старый быт должен был кануть в прошлое, Ленин считал, что новое мышление не приемлет старой формы. Архитектура и вообще старое наследие не считалось чем то ценным и важным, важнее было дать людям жилое пространство и помочь сформировать новое мышление. В 1927 году усилились изыскания новой формы жилья:

Обратить внимание ведомств РСФСР, исполнительных комитетов, государственных учреждений и их хозрасчетных предприятий и кооперации, осуществляющих рабочее жилищное строительство, на целесообразность проведения в жизнь строительства типов домов с коллективным использованием вспомогательной площади (как то: кухни, столовой, ванных, прачечных и пр.).

Круглый дом

Таганрог и тут не остался в стороне. В 1929 году архитектор Иван Таранов-Белозёров разработал проект жилого дома-коммуны для рабочих Красного Котельщика. Построили его в 1931 году и сдали в фонд в 1932:

Вид со двора круглого дома.
Вид со двора круглого дома.

Это круглый в плане дом, в три этажа, с 36 квартирами. В доме не планировалось личных кухонь и ванных:

Проект круглого дома. Двор.
Проект круглого дома. Двор.

Однако дом построили уже в конце 20-х, когда стало очевидной преждевременность отказа от кухонь. Поэтому все окна, выходящие во двор — окна кухонь.

Круглый дом с улицы.
Круглый дом с улицы.

Зато был общий балкон и семь помывочных комнат. А позднее рядом выстроили здание бани (в нем сейчас Магнит):

Балконы круглого дома.
Балконы круглого дома.

Про помывочные комнаты рассказывает жительница дома:

Они представляли из себя пустое помещение, куда нужно было принести ведра с теплой водой, корыто и вёдра для грязной, использованной воды. После купания всё это нужно было вынести. Помывочных комнат было шесть (по две на каждом этаже), но никто ими не пользовался из-за неудобства, поэтому довольно скоро их захватили жильцы ближайших квартир – кто под кладовки, а кто и жилплощадь свою расширил.

Дом актера

В том же 1929 году построили еще один дом-коммуну, по адресу Фрунзе 55. Этот дом известен как дом Актера. Не такой авангардный (потому что не круглый) сейчас он привлекает меньше внимания жителей: так, мне не удалось найти фамилии архитектора. А зря. Здание в стиле конструктивизма выстроили торцом к улицам, так, что оно протянулось между Фрунзе и Октябрьской:

Дом Актера. Вид с улицы Октябрьской.
Дом Актера. Вид с улицы Октябрьской.

Из-за этого здание получилось переменной высоты, достигая (со стороны Фрунзе) шести этажей:

Дом Актера. Вид со двора  ближе к улице Фрунзе.
Дом Актера. Вид со двора ближе к улице Фрунзе.

Изначально дом был предназначен для артистов таганрогских театров и местного симфонического оркестра. По заветам Ильича, в доме не было кухонь — вместо этого на первом этаже был организован ресторан. Конечно ничего толкового без кухонь не вышло, их пришлось вкорячить позднее. Дома-коммуны показали свою несостоятельность. и уже в 1931 году выходит новый указ:

Строиться теперь должны в первую очередь «жилые дома с индивидуаль­ными квартирами

Эпоха экспериментального жилья уходит в прошлое. Наступают 1930-е.
Это уже совсем новое время: начинается строительство многоэтажных домов. Но об этом — в другой раз.