Я уже рассказывал о уплотнении жилья в Таганроге. Не стоит думать, что злые коммунисты сделали это из вредности и ненависти ко всему русскому. Только-только прогремела революция. Индустриализация требовала роста городов, а народные массы — социальной справедливости.
Помимо уплотнения, советская власть начала активное строительство.
Я уже рассказывал о Стахановском городке, запланированном на американский манер в 1930-х.
Рассказывал я и о жилых городках 1920-х.
Сегодня же мы поговорим о том, что и как экспериментировали в 1920х годах. Вообще в двадцатые казалось, что Россия стоит на пороге нового мира. Старый быт должен был кануть в прошлое, Ленин считал, что новое мышление не приемлет старой формы. Архитектура и вообще старое наследие не считалось чем то ценным и важным, важнее было дать людям жилое пространство и помочь сформировать новое мышление. В 1927 году усилились изыскания новой формы жилья:
Обратить внимание ведомств РСФСР, исполнительных комитетов, государственных учреждений и их хозрасчетных предприятий и кооперации, осуществляющих рабочее жилищное строительство, на целесообразность проведения в жизнь строительства типов домов с коллективным использованием вспомогательной площади (как то: кухни, столовой, ванных, прачечных и пр.).
Круглый дом
Таганрог и тут не остался в стороне. В 1929 году архитектор Иван Таранов-Белозёров разработал проект жилого дома-коммуны для рабочих Красного Котельщика. Построили его в 1931 году и сдали в фонд в 1932:
Это круглый в плане дом, в три этажа, с 36 квартирами. В доме не планировалось личных кухонь и ванных:
Однако дом построили уже в конце 20-х, когда стало очевидной преждевременность отказа от кухонь. Поэтому все окна, выходящие во двор — окна кухонь.
Зато был общий балкон и семь помывочных комнат. А позднее рядом выстроили здание бани (в нем сейчас Магнит):
Про помывочные комнаты рассказывает жительница дома:
Они представляли из себя пустое помещение, куда нужно было принести ведра с теплой водой, корыто и вёдра для грязной, использованной воды. После купания всё это нужно было вынести. Помывочных комнат было шесть (по две на каждом этаже), но никто ими не пользовался из-за неудобства, поэтому довольно скоро их захватили жильцы ближайших квартир – кто под кладовки, а кто и жилплощадь свою расширил.
Дом актера
В том же 1929 году построили еще один дом-коммуну, по адресу Фрунзе 55. Этот дом известен как дом Актера. Не такой авангардный (потому что не круглый) сейчас он привлекает меньше внимания жителей: так, мне не удалось найти фамилии архитектора. А зря. Здание в стиле конструктивизма выстроили торцом к улицам, так, что оно протянулось между Фрунзе и Октябрьской:
Из-за этого здание получилось переменной высоты, достигая (со стороны Фрунзе) шести этажей:
Изначально дом был предназначен для артистов таганрогских театров и местного симфонического оркестра. По заветам Ильича, в доме не было кухонь — вместо этого на первом этаже был организован ресторан. Конечно ничего толкового без кухонь не вышло, их пришлось вкорячить позднее. Дома-коммуны показали свою несостоятельность. и уже в 1931 году выходит новый указ:
Строиться теперь должны в первую очередь «жилые дома с индивидуальными квартирами
Эпоха экспериментального жилья уходит в прошлое. Наступают 1930-е.
Это уже совсем новое время: начинается строительство многоэтажных домов. Но об этом — в другой раз.