Найти тему

Педиатрический и педагогический прикорм. Плюсы и минусы.

Оглавление

Продолжая тему прикорма, мы попросили врача-педиатра, неонатолога Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка Казакову Лилию Валентиновну рассказать о методах введения прикорма, что они из себя представляют, об их преимуществах и недостатках. 

Методы введения прикорма: 

1) Педиатрический прикорм - это метод, при котором вводится детское питание, с учетом последовательности введения продуктов и норм по количеству. В данном случае, главной ошибкой является то, что речь об интересах ребенка и его желании есть не идет. 

Существуют детки, которые едят кабачок, например, из банки и едят в большом количестве, но их не много. Особенно тяжело заходит брокколи, но есть и ее большие поклонники. Всё очень индивидуально.

Во многих источниках написано, что прикормом нужно замещать кормление, но это не верно. Прикорм дополняет кормление.  Глобальный смысл прикорма не в том, чтобы накормить, а в том, чтобы познакомить ребенка с едой и добавить немного калорийности, так как ребенок становится более активным. Хотя в большинстве случаев молоко тоже прекрасно справляется с возрастающими потребностями ребенка. 

У нас в России прикорм, как правило, начинается с кабачка. В Германии с моркови и тыквы, а в Израиле с авокадо. Так что границы нормы весьма размыты, нет четких правил, которым необходимо неукоснительно следовать. 

При введении прикорма детским питанием, не гонитесь за количеством, указанным в таблицах, опирайтесь на потребности своего ребенка. 

Кроме того, питание в форме пюре не должно оставаться в рационе ребенка очень длительное время. Потихоньку необходимо вводить маленькие кусочки, ведь цель прикорма – знакомство ребенка с разнообразной едой, в том числе и по консистенции. Необходимо давать ребенку то, что он сможет держать в руках, мусолить, облизывать и даже добывать маленькие кусочки, чтобы челюсти работали. Кроме того – это работа мелкой моторики, которая так способствует гармоничному развитию ребенка. Пюре всем этим критериям не соответствует.

Когда родители кормят ребенка пюре из банки, то ему нужно только открывать ротик, в процессе еды он больше никак не участвует. Малышу быстро становится не интересно и больше пищевого интереса он не проявляет. 

Как правило, все малыши в возрасте 6 месяцев хотят взять сами ложку, попробовать на вкус, помахать ею, посмотреть, как она летит и услышать с каким звуком падает. Достать кашу из тарелки рукой и размазать красиво везде. Дело это не чистое, не многие мамы на это соглашаются. Проще быстренько самим накормить и чистенького малыша отправить играть. А потом, как следствие, ребенку становится не интересно.  К году мама решает, что пора сыну или дочке есть самостоятельно, ложкой, а ребенок вместо того, чтобы подносит ложку ко рту, начинает кормить маму, ведь именно это движение он наблюдал на протяжении нескольких месяцев. 

Еще одним важным аспектом является традиция совместной еды с малышом, а не кормить его питанием по отдельному графику. Многие мамы стараются поесть во время детского сна, что в корне неправильно. Кушать нужно вместе, вводить этот ритуал с самого начала.  

 К восьми месяцам пора учиться жевать, поэтому овощи нужно начинать разминать вилкой, а в руку давать сушку, кусочек яблока и т.д

-2

2) Второй метод прикорма – это педагогический прикорм, то есть микродозы еды из маминой тарелки предлагаются малышу: рисинка, крошечный кусочек огурчика, например. 

Перекос этого метода состоит в том, что ребенок может очень долго оставаться на микродозах и понимания того, что это - еда у него не формируется. Таким количеством нельзя насытиться. Кроме того, как правило, даются микродозы сразу многих продуктов и если пошла аллергическая реакция у ребенка, то понять на что именно крайне сложно. 

Очень важно не упустить момент, когда нужно наращивать количество, порцию еды. Ребенок уже может быть готов съесть 100 граммов, а мама продолжает давать 5 крошечек. Здравый смысл должен быть везде.

Мы рекомендуем смешивать два этих метода. Давать и детское пюре, и микродозы взрослой пищи, со временем добавлять кусочки большего размера, для того чтобы ребенок учился жевать и глотать. Увеличивать порции постепенно, следуя за ребенком.

Правила грамотного прикорма:

  • Следить за пищевым интересом ребенка и не кормить насильно.
  • Еда должна быть свежей, качественной, хорошей. 
  • Давать возможность ребенку проявлять самостоятельность: ложку в руки, пробовать еду на ощупь и т.д.
  • Не стремиться накормить любыми способами, лишь бы в ребенка попало количество, описанное где-то кем-то. 
  • Начинать прикорм монопродуктами, чтобы при необходимости легко было определить аллерген. 
  • Начинать лучше с овощей, а не со сладких фруктов.

Классический пример: на завтрак мама сварила себе овсянку, малыш ею заинтересовался, мама дала попробовать.  Далее маме захотелось яблока, малыш попросит его тоже, дайте облизнуть. На обед он тянется к вашей тарелке супа, выловите оттуда кусочек картошки, помните вилкой и дайте попробовать. Так будет реализовываться именно пищевой интерес. 

Педиатры всегда спрашивают, чем питается семья, что у них принято. Если мама отвечает, что питаются они разнообразно, сбалансировано и относительно здоровой пищей, то ребенку можно смело давать пробовать кусочки из тарелок родителей. А если мама говорит, сто ест бутерброды и пельмени, а папа питается на работе, то в таком случае ребенка стоит кормить детским питанием. В любом случае вопрос тактики прикорма необходимо разбирать с педиатром индивидуально.

Специалисты нашего центра всегда рады удовлетворить родительский интерес и уделят время ответам на все ваши вопросы.