Найти тему

Экспорт в СНГ и возврат НДС: наша история с 2008 года

Сейчас наша фирма МирЧист отгружает в Казахстан бытовую химию с 2012 года, а я лично с 2009 г.

Тогда, в далеком 2008 году, когда я отгрузила первый вагон мыла в Казахстан (60тонн), еще не было Таможенного союза. Эх, и пришлось попотеть, понервничать, причем, не мне одной, бухгалтерия стояла на ушах. Даже наняли посредника, чтобы нам оформил сделку, и заплатили ему приличную сумму. Он оформил нам сертификат СТ1 в Таможенной палате, открыл валютный счет, паспорт сделки в банке, и кучу других документов таможенных. Еще и оплатили немалую сумму за доставку вагона до границы с Казахстаном, далее после растаможки оплачивал клиент. Когда, наконец, через полгода вернули ндс, сумма уже не казалась столь значительной после стольких мучений.

Наверняка Вам известно, что способ заработать на экспорт - вернуть НДС. Закупая товар с НДС, Вы обязаны продать его с нулевым НДС, тем самым уходя в минус. Далее вы предоставляете в налоговую массу документов для подтверждения возврата НДС в закупленном товаре или сырье, и вам НДС возвращают... если все хорошо ;-)
А это далеко не всегда так.

Следующая сделка была в 2012 году, уже был Таможенный союз, границы упали между нами, и машину он прислал сам. Все прошло на удивление легко. Заключили контракт по Инкотермс 2010, то есть самовывоз (контракт на экспорт отличается от обычного договора, мы заказали его у юриста и до сих пор по нему работаем.) Внес предоплату за мыло нашего производства довольно быстро, так как партия была небольшая, он ее выиграл в тендер. Прислал машину, отгрузился. Все. НДС вернули не через 9 месяцев, в примерно 5 прошло.

-2

С тех пор грузим ежемесячно на Казахстан. Но с возвратом приходится повозиться даже несмотря на облегчение правил в связи с Таможенным союзом.

Зарубеж мы во все времена работаем исключительно по предоплате, так как даже самый проверенный клиент в любую минуту может потерять платежеспособность. Если внутри своей страны вы еще найдете на такого управу, то по международному праву суды и командировки на заседания выльются в бешеную сумму и, вполне вероятно, что впустую, так как клиент, если он вообще не скроется, то скорее объявит себя банкротом и денег вам вернуть реально будет нечем. по этой теме было несколько случаев:
  • Из Туркменистана настойчивый мужчина заинтересовался детской бытовой химией Умка, долго рассказывал, что очень хочет работать, товар ему нужен срочно и много, и поэтому просил отсрочку, мы не поддались. Сначала заключил договор на 2 млн рублей, потом на 4 млн. увеличил. Говорит, все иду в банк оплачиваю и срочно присылаю машину. Мы собрали ему товар на складе, запаллетили, ждем денег, а он пропал. Насовсем. Ждали долго, может ответит хоть на что-то, звонки, сообщения, может что случилось у него. Через месяц распаллетили.
-3
  • Из Казахстана Компания брала несколько раз широкий ассортимент детской бытовой химии Умка. Первый раз отгрузились на 1,3 млн. через два месяца на 1,5 млн рублей. Потом пол года не брали, но каждый месяц собирались, прося отсрочку с первой отгрузки и перед каждой следующей.. За это время они успели нанять команду торговых представилей, уволить их. Заключить договора почти со всеми торговыми сетями в своем городе, поставить им товары, которые скопились на складе за первые две отгрузки. Но сети платили очень долго, по полгода, а заявки на товар слали ежемесячно, склад их опустел. Товар они взяли все-таки еще один раз на 700 тыс, и дальше снова собирались каждый месяц брать, но прошло еще 4 месяца, и денег так и не собрали, закрылись.)

За 11 лет работы, я выделила два типа зарубежных клиентов из стран СНГ:

  • Те, кто берет товар для реализации в розницу, такие довольно быстро исчезают навсегда. Мало того, даже во время сотрудничества, они скачут с одного товара на другой, то у наз возьмут детскую бытовую химию, то в Челябинске стиральные порошки, то в Москве мыло, и так далее. Если компания довольно стабильная, и исчезать не собирается, приходится прикладывать много усилий, проводить длительные переговоры, давать спец.условия, чтобы продолжали брать нашу серию Умка.
-4
  • Те, же кто закупают наше мыло, выиграв тендеры, так и остались нашими постоянными партнерами вот уже более 7 лет. Могут брать несколько раз в год, а могут пропустить год. Но остаются с нами. Так как предоставив наш сертификат, образцы нашего мыла, они уже не могут перейти на конкурентов. Такие, конечно, тоже рассылают запросы разным производителям, даже порой выигрывая с чужим мылом, на несколько копеек ниже ценой, но сталкивались не единожды с ситуацией, что их сильно подводили по срокам, или мыло приходило хуже заявленных образцов, и к следующему тендеру покупатели к нам возвращались. К тому же есть позиции, которые на рынке редко встречаются, а у нас постоянно имеются, например, нестандартно маленькое мыло туалетное МирЧист 50 грамм - закупает ж.д. Казахстана, является у нас хитом продаж с 2018г.
-5

Далее появился и Евразийский экономический союз. Законодательство не стоит на месте, новшеств и улучшений стало еще больше:

1) отменили сертификат СТ1 - сертификат происхождения товара. (Он нужен для экспорт в страны, не входящие в ЕАС, и стоит в Торгово-промышленной палате примерно 10 тыс рублей общий на поставку, и столько же по отдельности на каждую позицию при надобности.) Достаточно обычных сертификатов российских на экспорт, по ГОСТу или по ТР ТС.

2) Паспорт сделки теперь оформлять нужно только в случае, если договор превышает 50 тыс. долларов. Поэтому, если сделка не большая, а сотрудничать хотите длительно, заключайте договор на 49 тыс долларов по курсу ЦБ на день заключения. Так вы сэкономите на банковской комиссии, не придется ее закладывать в цену для клиента, и время на оформление паспорта сделки. Если сумма за несколько поставок будет выбрана, просто перезаключите новый договор.

3) если сделка менее 50 000 российских рублей, то договор с клиентом не нужен, он платит по счету.

4) в Таможню сократилось количество документов, плюс подсказки по ВЭД-кодам, которые должны стоять в международных накладных, можно смотреть в интернете или спец.программе, поэтому документы теперь обычно сдаются правильно и принимаются с первого раза. ВЭД коды вручную заносятся в номенклатуру раз и навсегда, и далее они проставляются автоматически. У нас программу 1С: управление торговлей, в ней все это есть.

5) Камеральную проверку по возврату НДС сократили с трех до двух месяцев. Деньги теперь от ФНС на счет поступают быстрее.

В день отгрузки вы готовите три пакета документов: для себя, Заказчика и транспорта. Тянут они на увесистую папку. Все они не по российским формам, а международного образца, однако, часть приходится делать вручную.

Мы в своей 1С заказали встройку таких форм.
Помимо бухгалтерских форм, отличаются и договора. Мы у юриста также заказали контракт международного образца.

Для камеральной проверки налоговая требуют все приходные и расходные документы за квартал, в котором вы подаете на возмещение НДС, а так же любые другие договора по вашей деятельности (аренда, трудовые, да все, что угодно дорогая наша ФНС может потребовать).

Будьте готовы к тому, что на 100тыс р вы отгрузили в Казахстан или на миллионы, документов одинаково много.

-6

Отвезете вы в налоговую этот багажник документов, и после двух месячной камеральной проверки примерно еще через пару месяцев получите ту сумму НДС, которая подтвердится после проверки. Обычно получается 12% от суммы отгрузки (не 18, и не 20, как часто думают в том числе и наши клиенты, так как формула расчета НДС к возмещению другая)

Если же проверка выявитт несоответствия, что бывает как минимум через раз, НДС вам не вернут до тех пор, пока причину не устранить. Если причина только в вас, это проще. А если в Поставщик или заказчик, ситуации бывают тупиковые, и хорошо, если вы сработали в ноль.

Неподтвержденную часть Вам снова начислят, и придется ее уплатить, тогда будут убытки

Причины неподтверждения бывают разные, мы встречали такие:

  • Ваши поставщики не поставили на приход товар или поставили неверно, и сдали отчетность, которая с Вашей не сходится . Для исправления данной ситуации приходилось с ними сверяться, а поставщикам сдавать уточнения в налоговую. Если это происходило быстро, то сумму начисляли в полном объеме, а если поставщики затягивали с подачей, приходилось эту часть НДС возвращать на квартал позже.
У нас бывали случаи когда поставщики уточненную декларацию подавали через полгода, и возврат НДС из-за этого происходил примерно через год. А с одним производителем насовсем пришлось отказаться по отгрузка в Казахстан, так как он документы правильные так и не предоставил,Ндс мы так и не вернули.
Ещё мы случайно закупили товар без НДС, а заприходовали, как с НДС и здесь уже ничего не поделаешь, пришлось исправить и налог уплатить, хорошо, что сумма прихода была мизерная. Больше мы с этим поставщиком не работали.
  • Покупатель неверно заполнил заявление на уплату налога в своей стране, и несмотря на оплату налога, их налоговая не вывешивала на федеральный уровень подтверждение об уплате, и эту сумму мы вернуть не могли до тех пор, пока клиент не подал уточнение в свою налоговую, а он это сделал через полгода. Наша налоговая начислила нам НДС, пришлось его уплатить, и только через полгода вернуть.
  • Фирма-однодневка,, косвенный налог они у себя в Казахстане не заплатили, мой знакомый ушел в минус по данной сделке, так как ндс ему, конечно же, не вернули.

Как вы заметили деньги длинные, риски немалые. Однако, если грамотно подойти, и заложить время, подготовиться со всех сторон, работать стоит.

Не все компании готовы этим заниматься, многие для работы с зарубежными партнерами используют посредника, например, нас. Нам они продают с ндс, получая предоплату и забывают про эту отгрузку, далее начинается наша работа. Подробнее о нас в статье предлагаю познакомиться - МирЧист

Желаю Вам успехов!

Возможно, Вам интересны российские тендеры, про наш опыт работы с ними читайте здесь Осторожно, тендеры! Инструкция по применению.

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал Дневник руководителя ЕрмАС , и ставьте лайки!

-7