Найти тему
почтиДиректор

Проблемы внедрения МСФО в России

Оглавление

Доклад на конференции по бухучёту в университете им. Витте.

В минувшую пятницу 19 апреля мы представляли нашу Академию на XVII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов "ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ". Ниже будет представлен скрипт нашего доклада.

-2

Введение

Под международными стандартами финансовой отчетности (МСФО - IFRS англ. International Financial Reporting Standards) понимают набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия экономических решений в отношении предприятия, которые были разработаны и приняты Советом по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО).

В настоящее время список действующих стандартов МСФО включает в себя:

• Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) с 2001 года, разработанные CМСФО;

• Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS) до 2001 года, принятые Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО);

• Интерпретации (толкования) Международного комитета по интерпретации финансовой отчетности (IFRIC) или бывшим Постоянным комитетом по интерпретациям.

-3

Российская Федерация начала плавный переход к МСФО после выхода Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". К поэтапным реформам Россия начала двигаться с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и Положения «О признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений и международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской федерации» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107.

Основной целью внедрения международных стандартов в России, которая утверждена в программе реформирования бухгалтерского учёта, является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Эта мера позволит организациям привлечь инвесторов, кредиторов и прочих заинтересованных лиц за счёт того, что информация о их хозяйственной деятельности будет доступна, достоверна и проверена.

Главный принцип - привлечь инвесторов понятными для них представлением финансовых показателей.

Проблемы

Следует сказать, что в процессе данной трансформации возникает множество проблем, связанных в первую очередь с принципиальными различиями в подходе к учёту и оценке многих операций. Не останавливаясь подробно на отличиях в правилах ведения отчётности по национальным и международным стандартам, озвучим, выделяемый экспертами, ряд основных трудностей этого перехода:

· Кадровая проблема, заключающаяся в низком уровне профессиональной подготовки.

· Финансовая проблема. Высокие затраты на консалтинговые услуги и обучение персонала.

· Языковая проблема

· Отсутствие отечественного качественного программного обеспечения.

· Психологическая проблема, связанная с трудностями перестройки бухгалтеров со стандартов Российской Федерации на международные.

-4

Далее мы дадим более подробные разъяснения вышеуказанных проблем:

1. Проблема кадров обусловлена тем, что МСФО требует значительного уровня компетенций и знаний специалистов. В Российской федерации на настоящий момент нету единого подхода к переобучению аудиторов и специалистов. Бесплатное обучение МСФО практически отсутствует, как и бесплатная учебная и методическая литература, таким образом, не представляется возможность получить своевременный доступ к необходимой информации.

2. Также мы хотим заострить внимание на проблеме, которая напрямую вытекает из предыдущей - это дополнительные значительные затраты, которые связаны с высокой стоимостью обучения для получения международных сертификатов по МСФО, высокой стоимостью услуг аудиторских и консалтинговых компаний, стоимостью лицензионного программного обеспечения, которое позволяет ведение параллельного учета по национальным и международным требованиям.

3. Следующая проблема – языковая. Языковая проблема обусловлена тем, что официальным признанным языком МСФО является английский. Языковые барьеры осложняют работу с дополнениями и обновлениями, которые вносят в стандарты, требующие согласия Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.

4. Кроме того, недостаток ресурсов программного обеспечения является еще одной немаловажной проблемой, потому как ведение учета и отчетности в соответствии с МСФО требует специализированной информационной программы. 5. Многие специалисты отмечают, что бухгалтерам трудно перестроиться с осуществления бухгалтерского и налогового учета по жестко регламентированным нормам на соответствие принципам МСФО.

Экспертное мнение

Также мы задали несколько вопросов касательно внедрения стандартов МСФО человеку, непосредственно работающему в сфере финансов подкрепленные мнением действующего финансового директора ООО «Международное общество «БИОМЕДИЦИНА» Симоновой Н.Е. Далее мы приведём её мнение:

-5
"Ключевой особенностью введения МСФО является то, что что общая часть свода правил (и МСФО в том числе), даёт уникальную возможность приведения стандартов к единообразию. То есть, провозгласив и утвердив единые принципы и формы стандартов, договорившись заранее в разночтениях в толковании терминов, мы получаем универсальный механизм взаимодействия. (по аналогии с терминами Инкотермс)."
"Профессиональную подготовку и переобучение кадров на международные стандарты на настоящий момент может на высоком уровне предоставить НИУ Высшая школа экономики."
"Затраты связанные с введением МСФО, конечно же, покроются, по крайней мере, в масштабах отдельных коммерческих компаний. Но переобучить весь государственный аппарат нескольких систем контролирующих органов с доведением до рядовых сотрудников налоговых органов с уже имеющейся крайне низкой квалификацией займёт долгие годы и огромные средства. Считаю, что государство должно вводить какие-то льготы по налогам или налоговые каникулы для предприятий, осуществляющих переход на МСФО. Это будет неплохим мотиватором."
-6

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что внедрение МСФО в России – это необходимая мера, которая позволит упростить и стандартизировать ведение учёта хозяйственной деятельности организации, но она связана со сложностями (временными и финансовыми затратами), которые придётся преодолеть путём постепенного преобразования.

Также опираясь на изученные материалы об основных трудностях применении международных стандартов в РФ, можно сформулировать следующие рекомендации:

· Необходимо наличие отечественной компьютерной программы, которая позволит довольно существенно снизить затраты организаций на внедрение и сближение с международными стандартами.

· Поддержку может оказать консолидированная помощь государства в установлении единого подхода к образованию специалистов в сфере бухгалтерского учёта, создание учебных центров, доступ к методической литературе.

· Нужно осуществить официально подтвержденный перевод стандартов и дополнять его своевременной информацией о принимаемых изменениях и правках.

-7

Ну и напоследок фото с нашего выступления (снято на телефон).

-8

Кстати, презентация сделана по шаблону, о котором я рассказывал в одном из предыдущих постов.