Что же это за явление такое — Самозванство. Вопреки сложившемуся мнению, самозванство вовсе не было национальной чертой. И на Западе и на Востоке самозванцев было предостаточно. Но такого размаха, такого бедствия, как на Руси, существовавшего с конца 17 до середины 19 века, история, пожалуй, не знала. Словно град, обрушивались на страну всевозможные незваные на русский престол с приставкой ЛЖЕ, и такой же урон наносили несчастной России и ее народу.
На протяжении отечественной истории, в течение почти трех веков, в самозванцев рядились более 100 человек, а, по мнению историков, возможно и более. Петров Федоровичей (Петров III) было более 40, и почти столько Лжедмитриев. Но лишь немногие из них оставили яркий след в истории. Большинство же самозванцев оставили после себя многочисленные следственные листы, да вскрики на дыбе. “...А на второй пытке дали ему семь ударов кнутом, и говорил он все те же воровские речи”. Но некоторым все же удалось докричаться до неких социальных слоев, и до народа вообще. Всегда находилась боярская, затем дворянская оппозиция действующей власти, то бишь государю-батюшке. О народе и говорить нечего, когда русскому люду жилось хорошо?
Таким самозванцам, как Емельян Пугачев, а также Лжедмитриям I и II удалось-таки заручиться поддержкой народа, и так сотрясти русское царство, что кровавые раны его долго затягивались, а народ молил бога об упокоении смутных времен. Гришка Отрепьев, он же Лжедмитрий I, воссев на русский трон, смог удержаться на нем почти год. А Лжедмитрий II два года «бодался» за престол с князем Василием Шуйским. И пока они спорили, русское государство стонало, расколотое надвое: утвердились два царя, две думы боярские и даже два патриарха.
Оренбуржье и Поволжье, Средний и Южный Урал взбунтовались под властью Емельяна Пугачева. Своим лихим “окаянством” (по словам самого Пугачева) он навсегда вошел в историю, как народный бунтарь. Сам же того не понимая, не столько казнил и разорял помещиков , освобождал крестьян, сколько залил кровью всю Россию.
Самозваные персонажи
Самозванцы в истории, безусловно, все похожи одним: в них есть авантюризм. К тому же это были люди достаточно харизматические, как сегодня бы сказали), и не в меру честолюбивые. Многие искренне верили в свое царственное происхождение, как Гришка Отрепьев. Хотя есть историки, уверенные, что такие как он, скорее могут быть интересным случаем для психиатра. Но Гришка Отрепьев не играл, он верил, самозабвенно, со страстью, с упоением, до фанатизма верил, что именно он — царевич Дмитрий, чудом спасшийся в отрочестве.
Впрочем, самозванцы — народ особый. Люди эти, как правило, пребывают в душевном разладе и надломе. Ибо надеть чужую личину непросто. Русские — народ верующий. Отказ от имени, данного при крещении, от предков, от малой родины, было сродни колдовству, святотатству. Страх перед разоблачением, перед наказанием, пыткой и плахой, рождало страх и перед Богом, внутренний страх. Это несомненно были люди мужественные, незаурядные личности. Такие, как Пугачев! Он, несомненно, обладал даром убеждения. Даже его конвоиры, под влиянием его речей, ему, арестованному, несколько раз устраивали побег.
Бунтари по натуре, самозванцы уверяли народ, что стремятся справедливо вернуть похищенные у них права на престол. Именно с этим убеждением народ поднимался против законного, но ненавистного царя. Народ всегда жаждал справедливости. Гулять — так гулять, сбросив всякие запреты. Так гулял и грозный атаман Степан Разин, скрывая у себя в войске двух самозванцев: царевича Алексея Алексеевича, сына и наследника Алексея Михайловича, и опального патриарха Никона. Царевич Алексей к этому времени уже скончался. Так, отчасти, Степан Разин их использовал, создавая себе в народной молве образ справедливого атамана, защитника опальных и невинно пострадавших от измены жадных бояр.
Но были, помимо прочих типов, и самозванцы-хитрецы, которые стремились к власти, чтобы хорошенько заработать. Не имея иных возможностей разбогатеть, они полагались на свой изворотливый ум и талантливое перо. Таким, к примеру, был Тимошка Акундинов, московский приказной. Он бежал за границу государства Московского в середине 18 века, выдавая себя сначала за сына Василия Шуйского, затем, за его внука. Он строчил и отправлял подметные грамотки на родину, а сам продолжал «продавать себя подороже» всем, кто мог заплатить: европейским государям, папе римскому и даже турецкому султану. В своих письмах он заявлял: “Я естем мнимый подъячей, а истинный царевич Московский”.“Я естем здесь непознанный князь Шуйский...”
За самозваным князем Шуйским, Тимошкой Акундиновым, гонялись по всем дворам Европы агенты царя Романова Алексея Михайловича. Недавно утвердившиеся на престоле Романовы, не зря боялись самозванцев. После Смуты, всяких Лжедмитриев, и прочих искателей шапки Мономаховой, соседи государства Московского долго еще облизывались на Россию, мечтая использовать в своих корыстных целях любого самозванца. Европейские дворы мечтали разыграть своими краплеными картами новую партию, и поставить на нового короля, или, на худой конец, валета, какого-нибудь чудом уцелевшего царского отпрыска.
Почему же народ верил самозванцам, шел за ними? Быстро принимал, а потом так же быстро разочаровывался. Иногда самозванец помогал свалить ненавистного царя. Как в истории с Гришкой Отрепьевым. Ведь он помогал избавиться от царя Бориса Годунова, которого народ тоже считал самозванцем, выскочкой без роду, без племени. Прежняя народная любовь к Годунову сменилась ненавистью.
Жестоко расправившись с семьей Годунова, народ уже замер в ожидании нового царя. И впереди Отрепьева-Лжедмитрия I, впереди его хоругвей и знамен, летела мечта о справедливом и добром государе. Гришка шествовал как мессия, как спаситель угнетенных и замученных, он играл свой спектакль, и перед ним склонялись головы и открывались ворота городов. Но, с падением Годуновых, вместо всеобщего блаженства Русь постепенно накрывала великая Смута.
Наверное, вера в справедливость одолевала в народе внутренний страх поддержки всякого самозванца. А полное игнорирование народного мнения еще больше порождало ненависть к действующей власти. А самозванцы? Как люди тщеславные и честолюбивые, они жаждали «мирского» признания. А вера народа русского в нового доброго царя плодила все новых и новых самозванцев.
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые...