Крамской вызвал серьезный ажиотаж вокруг «Неизвестной».
Название, которое художник дал картине, окутало полотно загадками. Внешний вид девушки тоже задавал идеи для рассуждений. Она выглядит элегантно и дорого. Однако высший свет в 1880 годах так напыщенно не одевался. Строго следовать моде и так ярко красить лицо считалось моветоном. Отсюда появилось предположение, что она либо куртизанка, либо чья-то содержанка. Потому что эти женщины специально так вызывающе сверхмодно одевались, чтобы показать свою эмансипацию и независимость от высшего общества.
Не даром говорят: «Глаза - зеркало души». Взгляд у «Неизвестной» не простой. Он одновременно и надменный, и печальный. Скорее всего она зависит от кружения и обстоятельств, которые ей дают такою нелегкую свободу. Но это останется тайной.
Кем же она была, «Неизвестная» Крамского. Художник никогда не говорил кто эта девушка и не оставил никаких записей о ней. Картина так и осталась загадкой, есть только догадки.
Одно время считали, что художник написал прообраз Анны Карениной. Потому что на кануне вышел роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», который был очень популярным. Но эта теория оказалась слишком слабой.
Из-за сходства с Настасьей Филипповной из «Идиота» Ф. М. Достоевского, думали, что это она. Но тоже, слабая догадка.
Не исключена версия, что на картине дочь художника София.
Есть мнение, что на картине крестьянка Матрена Саввишна, которая вышла замуж за дворянина Бестужева. Когда у Бестужева кончилась служба на Кавказе, он отправился домой в Санкт – Петербург. По дороге он остановился у своей тетки помещицы в Курской губернии. У нее он приметил необычайной красоты гувернантку Матрену Саввишну. Он забрал ее с собой в Петербург и по приезду женился. Крамской ходил в гости к Бестужеву и тоже был пленен красотой Матрены. Но это такая же легенда, ни чем не подтвержденная. Такая же как то, что на картине любовница Александра II, Екатерина Долгорукова, которая родила императору четырех детей. И о которой знал Крамской раньше других, и хранил эту тайну.
Спустя лет так шестьдесят, после создания «Неизвестной», в частной коллекции в Чехии, обнаружили эскиз картины. На нем взгляд девушки еще более предвзятый. Возможно художник готовил общий собирательный образ так называемых «свободных» женщин, которых иногда называли «дорогие камелии».
Не смотря на все предположения и гипотезы, нет точного и документального оказательства кто на картине и что хотел выразить Крамской. Молчание художника только придало картине таинственности, которую она хранит по сей день.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.