Для кого? Для преподавателей, которых волнует качество их работы. Для учителей, которым интересен опыт зарубежных коллег и близка тема выгорания. Для родителей, чьи дети на семейном обучении. Для тех, кто хочет узнать об укладе в зарубежных школах. Для чиновников от образования (сомневаюсь, правда, что они ее прочтут и сделают хоть какие-то выводы). Для всех, кто хочет понять, как улучшить процесс усвоения знаний и что может дать ребенку школа.
Кто автор? Американский учитель, который несколько лет провел в финской школе и не перестает удивляться мировоззрению и подходу к образовательному процессу своих коллег из Финляндии.
Основная идея книги: Начиная с 2000-х годов, финские школьники стали показывать неизменно высокие результаты по международной программе оценки качества обучения PISА, призванной оценивать возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. Автор пытается осмыслить, чем обусловлены такие высокие показатели. Среди предложенных стратегий нет откровенно конъюнктурных, экстравагантных или идеалистических («просто доверяйте ученикам»). Это простые и эффективные приемы, которые могу пригодиться в любом классе. Начав их применять, автор заметил, что они привносят в школьную жизнь радость, которая является приоритетом и высшей целью в финской системе образования.
Чего в книге нет? Полноценных учебных планов или схем построения уроков. Советов родителям, как вести со своими детьми-школьниками. Революционных и прорывных идей, которые взрывают и переворачивают сознание. Фактических подробностей обо всей системе образования в Финляндии. Инструкций, как лучше применять описанные советы.
Что понравилось? Автор фокусируется не только на том, чтобы хорошо было детям, но предлагает возможные решения для облегчения труда преподавателя и повышения его удовлетворенности своей работой. Местами я просто завидовала финским школьникам. У них не так много домашних заданий. Они могут свободно выбирать темы для изучения. В некоторых школах ученики сами выставляют себе оценки, а потом обсуждать их с учителем. Список предметов и способы их внедрения также впечатлили (например, у четвероклассников есть «Искусство слова», они делают презентации и работают над проектами, которые требуют знаний по физике, химии и биологии одновременно). Весь текст описывает какое-то чудо: баланс между радостью и эффективностью; равные возможности для всех, независимо от места проживания и ситуации в семье; самостоятельность учеников с чуткой поддержкой преподавателей; престижность профессии учителя — кажется, финны на государственном уровне решили неразрешимую задачу, без всякой суеты, рекламы и инфарктов всех участников процесса.
Что не понравилось? Название утверждает, что раскроет секрет финской системы образования. Автор увлекся частностями и исследования системы целиком не получилось. Возможно, он мог бы оправдать отсутствие какой-либо систематизации и более глобальных выводов стремлением дать практические советы. Некоторые рекомендации показалисьпримитивными и очевидными (проветриванию помещений посвящено страниц 10). Иногда было ощущение, что я читаю о советской школе (система шефства, учитель не идет на поводу у родителей, уравниловка детей). Последний недостаток был развеян последующими объяснениями. Не припомню, чтобы в моем детстве радость обучения занимала хоть какое-то значимое место в системе ценностей учителя. В связи с этим хотелось бы больше подробностей о том, как устроен процесс: какие предметы изучаются, что происходит на экзаменах, куда идут учиться финны после окончания школы и т.д.
Очень краткое содержание:
Глава 1. Хорошее самочувствие. Частые перемены позволяют детям оставаться энергичными в течение всего дня. Учителя регулярно, несмотря на погоду, каждый перерыв отправляют детей на улицу. Стоит рассматривать перемену как стратегический инструмент для усвоения знаний. Они повышают внимательность учеников, дети работают более сосредоточенно и меньше отвлекаются. Мозг устраивает себе естественные перемены, погружаясь в мечты и отвлеченные мысли. Это освежает и позволяет освободить нейронные контуры, которые замыкаются, когда человек концентрируется. Не стоит перегружать расписание. У детей должны быть блоки свободного времени для развития спонтанности и креативности мышления.
Физическая активность нужна не только на переменах и уроках физкультуры, но и на занятиях в классе. Государственный проект «Финские школы в движении» предлагает разные стратегии: введение перерывов, когда посреди урока могут встать и размяться; выполнение заданий стоя; замена стульев фитболами и т.д. Автор придумал «Активную прогулку по галерее», когда ученики делают презентации.
Финские педагоги знают, как важно вовремя уйти из школы, чтобы восстановить энергию. Не только учителям, но и ученикам необходимо регулярно «подзаряжать свои батарейки». Школьников не перегружают домашней работой, потому что преподаватели признают ценность их свободного времени. Успешной учебе способствует доброжелательная рабочая обстановка и миролюбивый настрой — это считается приоритетом в каждой школе.
К важным стратегиям хорошего самочувствия автор также относит: 1) решение не загромождать классы (оказывается, скандинавский минимализм способствует концентрации внимания и повышает ценность вывешенных по особому случаю детских работ); 2) возможность дышать свежим воздухом (маленькие финны сами во время урока открывают окна или просят проветрить помещение); 3) перенесение занятий из классов на природу; 4) правила поведения, составленные вместе с учениками.
Глава 2. Сопричастность. Педагогам необходимо налаживать контакты не только с учениками, но и с другими взрослыми в школе и за ее стенами. Преподаватели в Финляндии придают огромное значение общению с коллегами. Труд учителя рассматривается как процесс, предполагающий постоянное сотрудничество с другими. Педагоги регулярно собираются вместе с другими работниками школы и обсуждают индивидуальные потребности детей.
Улучшить взаимоотношения с учениками помогут индивидуальные приветствия каждое утро, совместные обеды и визиты к ним домой. Примечательно, что учителя ходят в гости к ученикам с целью узнать их получше и выяснить пожелания на новый учебный год, а вовсе не для инспекции. В первые дни после каникул многие преподаватели вели свой класс в зал, чтобы организованно играть там с ними. Это успокаивает и снимает нервное напряжение, которое многие испытывают в начале года.
Необходимо воздавать должное достижениям своих учеников. Радость от достигнутых успехов наполняет смыслом работу детей, мотивирует их на эффективную учебу и помогает сообществу учащихся. Причем это не какие-то формальные грамоты, а возможность публично представлять результаты своих исследований и труда. Тематические вечера, чтение вслух собственных произведений, общий блог класса подходят для этого куда лучше.
Обучение в начальных классах завершается школьным лагерем. На школьников возлагается ответственность за финансовую сторону этой поездки. Чтобы набрать нужную сумму, ученики организуют мероприятия, например, сладкие ярмарки. Когда у детей появляется коллективная мечта, это очень сплачивает. Нужно выбрать реалистичную цель вместе с детьми.
В Финляндии существует государственная программа против травли учеников. Она включает профилактические меры: школьники моделируют негативные ситуации с помощью компьютерной программы и проводятся ролевые игры. Также расписан алгоритм действий для педагогов и учеников, которые узнали о случае травли или были в нее вовлечены. Акцент делается на путях разрешения конфликта. Также в финских школах популярна система шефства старших учеников над младшими. Если смешать детей из разных классов, то ученикам не придется брать на себя определенную роль, которой их наделили в собственном классе. Шефство помогает учителям делегировать часть своих забот и обязанностей, что способствует уменьшению стресса у педагогов и повышению ответственности и самостоятельности у учеников.
Глава 3. Независимость. Финские дети весьма самостоятельны, поскольку в школе и дома им предоставляют многочисленные возможности делать самые разные вещи без опеки взрослых. Автор искренне удивился, когда узнал, что дети сами возвращаются домой, ждут там родителей, готовят обед и т.д. Больше всего способствует радостной атмосфере на занятиях возможность детей влиять на ход учебного процесса. Принцип «начать с предоставления свободы» похож на практику предварительного тестирования, когда перед освоением нового материала ученики демонстрируют, что они уже знают. Узнайте увлечения детей, свяжите их с программой и предложите детям интересные возможности на выбор. Все общеобразовательные школы должны каждый год разрабатывать один междисциплинарный модуль на особенно интересную детям тему, причем тему эту учащиеся определяют сами.
Во многих школах внедрена программа «Я и мой город», которая обеспечивает детям учебные площадки для ролевой игры. Ученики на целый день становятся представителями какой-либо профессии, изучают круг своих обязанностей и моделируют деятельность какого-либо учреждения или предприятия. Участие в этой программе улучшает знание экономики и мотивирует детей к созданию сбережений. Когда учеба в классе напоминает жизнь в реальном мире, детям легче понять, ради чего они учатся в школе. Ученикам часто нужна помощь, чтобы они увидели, как учеба соотносится с «настоящей жизнью».
Как чиновники от образования, так и родители доверяют учителям, потому что уважают их профессионализм (думаю, тут не сможет сдержать подступающую слезу даже самый стойкий российский учитель). Всеобщая убежденность, что преподаватели хорошо справляются с работой без внешнего давления, приносит в итоге выигрыш всем. Вызывающая страх необходимость постоянно отчитываться о результатах может помешать человеку переживать радость от ощущения ответственности за процесс. Это одинаково справедливо и для детей, и для взрослых. Учителя могут разделить с учениками ответственность за оценку их работ. Это связано с риском, но потенциальная польза велика: снижается уровень стресса, уменьшается нагрузка на учителя, возрастает влияние учеников на учебный процесс. В результате дети лучше усваивают материал и испытывают больше радости.
Глава 4. Мастерство. Финские учителя добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Учитель регулярно объясняет школьникам новый материал, стремясь обучать самому важному, поскольку часов, отведенных на освоение программы, не так много. Они пользуются ресурсами учебника, рассматривая их как ценное подспорье, а не как тягостную повинность, лишающую их труд радости.
Финны не увлекаются техническими средствами обучения. Модные технологии могут отвлечь учителей от работы над самым важным. По данным исследований, ученики, которые умеренно пользуются компьютерами в школе, показали более высокие результаты в учебе, чем те, кто использует их постоянно. Политики хотят, чтобы образование было задачей, которую можно решить без особых усилий, просто расстегнув кошелек. Но передовые технологии в этом далеко не главное. Значительно важнее накопленный учителями опыт, которым они могут делиться друг с другом.
Автор предлагает также использовать музыку на уроках. В одной из школ ученики даже играли на барабанной установке. Музыка на уроках математики помогает улучшить результаты учебы. Музыкальные упражнения позволяют распознавать закономерности, видеть структуру и запоминать порядок чисел.
Педагогам лучше поменьше хвалить учеников, им следует делать акцент на критике — объективной, предметной и конструктивной. Чтобы добиться прогресса, нужно устранить слабые места. Для обеспечения полноценной обратной связи нужно оставлять резервное время на уроке, не заполняя его до последней минуты объяснением материала или контрольными. В классе нужно ставить ясные и достижимые цели. Самое важное — определить, что могут сделать ученики для подтверждения результата. Итоговые тесты в Финляндии построены таким образом, чтобы ученик продемонстрировал, как усвоил материал, предоставив доказательства полученных знаний. Принципиальное отличие финских выпускных экзаменов заключается в том, что они проверяют способность справляться с неожиданными задачами. Школьников там регулярно просят показать, как они ориентируются в таких вопросах, как эволюция, безработица, этика в спорте, приверженность диетами и пр. Эти темы затрагивают сразу несколько учебных предметов и требуют продемонстрировать знания и навыки из самых различных сфер.
Перед тем, как распечатать ведомости, преподаватели обсуждают с детьми их итоговые оценки. Ученик получает возможность высказать свое мнение на этот счет. Подобная практика демонстрирует уважение педагогов к детям и укрепляет отношения между учителями и учениками.
Глава 5. Мировоззрение. В Финляндии учителя разделают подход к жизни, ориентированный на изобилие, а не на дефицит. Для них не важно, как они выглядят по сравнению с другими. Этим объясняется постоянное сотрудничество с коллегами. Стоит отойти от системы конкуренции и постараться работать лучше самому, независимо от того, как идут дела у других педагогов.
Автор приводит шесть стратегий, соответствующих подходу «из изобилия»:
1) Стремитесь к состоянию потока — оно не только вызывает приятные ощущения, но повышает производительность и развивает полезные навыки. 2) Будьте толстокожими — никогда не сомневайтесь в своем профессионализме и подавайтесебя соответствующим образом. Педагоги, у которых в классе больше всего радости, еще и самые стойкие. Их уверенность не зависит от формальных показателей. Когда они делают ошибки, то быстро их исправляют и восстанавливаются. Автор предлагает для повышения эмоциональной устойчивости вести дневник, выписывая в одну колонку все причины, которые вызвали беспокойство в течение дня. Во вторую же можно записать то, как все обстоит в реальности, оценив ситуацию трезво.3) Сотрудничайте с коллегами за чашкой кофе — сама структура школы способствует взаимодействию между учителями. Почти половину уроков они проводят совместно с напарниками. Они испытывают в этом насущную потребность и делают это легко и непринужденно. Если вы искренне верите, что повышаете свой профессионализм, работая в согласии с другими, то сумеете без труда найти простые способы сделать это. Базой для успешной работы финских коллег служит их мировоззрение. 4) Приглашайте экспертов — этот подход позволяет сбросить с плеч часть груза и не выступать в роли мастера на все руки. Стоит признать профессионализм других и извлечь из него пользу. Приглашая на занятия коллег, преподаватель показывает ученикам, что хочет учиться у других. Важно больше доверять детям, позволяя иногда учить других.5) Действительно отдыхайте в отпуске6) Не забывайте о радости — вопреки утверждениям некоторых специалистов, хорошее настроение и успехи в учебе вовсе не противоречат друг другу. Наоборот, чем лучше настроение, тем выше результаты. Фактор радости помогает продолжать преподавательскую деятельность.
Резюме: Мнение о книге у меня сложилось неоднозначное. Я не уверена, что она будет полезна преподавателям, потому что сама не являюсь экспертом по педагогической литературе. Возможно, любой учитель знает обо всем, что написано выше. Со страноведческой точки зрения книга весьма интересна. Бонусом к описанию финских школ идет сравнение их с американскими, поскольку автор учился и работал изначально в США. Некоторые советы мне показались достаточно общими и банальными. Видимо, вопрос в том, чтобы их действительно выполнять. Регулярно и целенаправленно.
Текст определенно внушает оптимизм, доказывая, что улучшить систему образования на государственном уровне возможно. Не лозунгами, деньгами, контролем и кнутом, а осмысленной последовательной согласованной деятельностью всех участников процесса. Особо меня порадовало совмещение радости и эффективности — для человека, закончившего школу в России, это кажется оксюмороном.
Книга пригодится всем, кто хочет получать больше радости от работы и получения знания, а также хочет помочь детям найти мотивацию и удовольствие от учебы.
Материал также размещается на портале «12 объятий»
https://www.12momshugs.ru/
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, кликнув на его название.
Книга о детях, которые плюются едой:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c970c7e98af3500b23dd8ae/fuller-e-o-vospitanii-detei-kotorye-pliuiutsia-edoi-tricky-kids-transforming-conflict-and-freeing-their-potential-5c9710632290da00b273401e