Произведения художественной литературы на историческую тему являются важной составляющей национальной культуры: они дают читателям возможность почувствовать связь с предшествующими поколениями, способствуют формированию исторического сознания народа.
Русская советская историческая проза 60-х годов XX века испытала влияние своеобразной культурно-социальной ситуации своего времени. Она тяготела к проблемам глубокого философского смысла, находила преемственность традиций в эволюции народной души, стремилась проникнуть в суть общемирового исторического процесса. Отсюда - и поиски писателями этого времени новых возможностей, чтобы передать ощущение связи времён, необходимость которого остро почувствовало общество.
Известный мыслитель XIX века В.Г.Белинский высказал мысль, что «бедна литература, не блистающая именами гениальными; но не богата и литература, в которой все - или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы» . К таким «обыкновенным талантам» относится и В.Д.Иванов.
Валентин Дмитриевич родился в городе Самарканде в семье учителя. Он учился в гимназии, много читал. Закончить образование, однако, не удалось: надо было работать. В возрасте семнадцати лет Валентин Иванов добровольцем вступает в Красную Армию, участвует в боях за Советскую власть. Вскоре, как не достигшего восемнадцати лет, его демобилизуют, и начинается богатая событиями трудовая жизнь. Разными профессиями приходилось овладевать молодому рабочему, на многие стройки и предприятия попадает он по зову сердца или велению времени. И всюду его ценят как знающего практика, умелого руководителя .
В литературу Валентин Иванов пришел поздно. Он начал писать почти случайно, когда ему было далеко за сорок. А по-настоящему связал свою жизнь с литературой лишь в 50-е годы.
Академик Б.А.Рыбаков высоко оценил правдивое изображение русского народа в творчестве В.Д.Иванова и умение писателя показать главное - качества, которые определяют самобытность народа, его своеобразие в окружении других: «Изучая разные эпохи, как историк и археолог, видишь, что иногда есть линия преемственности. Человек, который вообще хорошо знает народную жизнь, может спокойно сесть за исторический роман. Он знает главное - душу народа! В этом основное положительное качество книги В.Д.Иванова: он знает душу народа и не только русского...» .
Итак, объектом нашего исследования является исторический роман В.Д.Иванова «Русь изначальная».
О жизни восточных славян, отраженной в данном произведении, известно сравнительно немного. Исследования археологов дают некоторое преставление о материальной культуре древних славян, об орудиях труда и войны. Письменные источники – сочинения византийских авторов – содержат кое-какие факты об общественном строе древних славян, их обычаях, занятиях, религиозных верованиях.
Творческая фантазия писателя, опирающееся на совокупность известных исторических фактов и научное знание общих закономерностей развития общества, оказалась в состоянии воссоздать в художественных образах картину событий, скрытых под сенью веков.
В книге В.Д. Иванова рассказывается о международном положении славянских племен VI столетия новой эры. Можно согласиться с автором, когда он пишет об опасности набегов кочевников, как о факте, способствовавшем объединению славян в могучие племенные союзы. Однако в романе эта внешняя опасность, представленная лишь эпизодическими набегами на русское пограничье кочевников-хазар; причем между набегами проходят годы мирной жизни.
«Летучий загон хазар», с которым бились воины Всеслава, насчитывает всего «девять десятков» всадников, а вторжение большой хазарской орды представлено автором как совершенно исключительное событие, невиданное чуть ли не со времен гуннского нашествия.
В действительности же положение в причерноморских степях в описываемый период было иным. VI столетие – это время господства в Северном Причерноморье Аварского Каганата.
Владения Аварского каганата простирались от Причерноморья до границ Византийской Империи. Сама аварская орда была сравнительно не многочисленной, по свидетельству византийского хрониста Меандра она насчитывала 20 тысяч всадников . Но авары сумели объединить под своей властью многочисленные кочевые племена, оставшиеся в степях после гуннского союза, и угрожали соседним оседлым народам.
Согласно информации из «Хроники Фредегара», «авары каждый год шли к славянам, что бы зимовать у них; тогда они брали женщин и детей славян и пользовались ими». В довершении насилия славяне были обязаны платить дань .
Именно постоянная опасность со стороны степей, близкое соседство Аварского каганата – разбойничьего государства кочевников – авар – и необходимость объединить военные силы для борьбы с ними вызвали к жизни в шестом столетии сильные союзы славянских племен в лесостепной полосе Восточной Европы.
Аварский каганат был несравненно более серьёзным противником, чем описанные в романе «Русь изначальная» «летучие загоны хазар», и В.Д. Иванову для подтверждения своего вполне справедливого наблюдения о большой роли внешнеполитических факторов в процессе политической консолидации славянских племен следовало бы использовать именно этот исторический материал.
В заключении можно сказать, что показывая роль внешней опасности в объединении славянских племен , В.Д. Иванов , однако, недостаточно раскрывает социально-экономические причины этого процесса. Невольно создается впечатление, что внешнеполитический фактор был чуть ли не единственной причиной объединения славянских племен, что, конечно, неверно.