В этой статье я постараюсь наглядно сравнить все плюсы и минусы работы в такси в обоих классах, а также обратить Ваше внимание на важные детали, которые свойственны как Эконом так и Бизнес-классу в Москве.
Надеюсь, что мой детальный разбор разных аспектов работы водителя таксиста окажется Вам полезным и Вы сможете принять для себе решение в каком именно классе Вам лучше и удобнее будет работать. Ведь не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд и при выборе следует максимально объективно оценивать возможности и требования,предъявляемые к водителям каждого класса.
Если Вы не еще не читали мою статью, посвященную разбору плюсов и минусов работы в Эконом в Москве, то сможете сделать это, перейдя по ссылке.
А в том случае, если Вы хотите ознакомиться с аналогичным списком, но уже касательно Бизнес-класса, то тогда Вам лучше перейти вот по этой ссылке.
Ну а сейчас приступим к самому сравнению двух классов и определению характерных особенностей каждого из них.
1. Цена аренды.
В среднем если брать цену аренды автомобиля, для работы в такси, в сутки из расчета графика 6/1, то для машины Эконом она составляет 1500 рублей в сутки, а для машины Бизнес-класса порядка 4500 рублей в сутки (может быть и меньше в зависимости от автомобиля).
Таким образом именно в данном сравнении становится очевидным, что плюс на стороне машины Эконом класса, но пока не спешите делать выводы.
2. Знание города.
В Вашей работе в классе Эконом, Вам не нужно отлично или просто хорошо знать город, Вам достаточно уметь пользоваться навигатором, который обязательно поможет Вам найти нужный адрес, даже если Вы сами оказались в определенном районе города впервые, или же Вам абсолютно не знаком тот ресторан или гостиница, которую Вам назвал Ваш пассажир.
В Бизнес-классе все гораздо сложнее. Вы обязаны знать Москву на довольно хорошем уровне, прекрасно ориентируясь в названиях основных заведений города, не говоря уже об аэропортах и вокзалах. При своей работе по Бизнес-классу Вы, разумеется, также можете использовать навигатор.
Однако, если Ваш пассажир скажет Вам конкретное название Торгового центра или больницы, а Вы его не знаете, то Вы не можете спрашивать адрес у своего клиента. Вернее спросить его Вы конечно же можете, но готовьтесь получить негативную оценку своей работы после завершения заказа.
Для новичка гораздо предпочтительнее будет начать свою работу с Эконом, просто потому, что это гораздо легче и тем самым у Вас будет возможность восполнить Ваши пробелы в знаниях по географии города.
Таким образом, если Вы не очень хорошо ориентируетесь на улицах города, то работать в Бизнес-классе Вам не нужно, во всяком случае пока.
А те из Вас, кто хочет попробовать проверить свои силы в тесте на знание города Москва прямо сейчас, могут сделать это, перейдя по данной ссылке.
3. Средняя стоимость заказа.
Тут безоговорочным лидером является, разумеется, сегмент Бизнес-класса. При том что, если средний чек по Эконом колеблется в районе 150-200 рублей за заказ, то в Бизнес-классе он примерно раза в три выше и составляет порядка 500-700 рублей.
Казалось бы, что это очевидный и самый главный фактор, который определяет Ваше основное желание заработать в такси больше, а значит Вам нужно идти именно в Бизнес, а не в Эконом. Но повторюсь, не спешите с выводами.
Впереди Вас ждет еще несколько не менее важных пунктов.
4. Поведение Ваших пассажиров.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения водителя, тут есть два варианта
Во-первых, пассажиры в Экономе чаще попадаются более конфликтные чем в Бизнесе, зачастую выдвигая странные требования в Ваш адрес, а также своим поведением провоцируя Вас на негативные эмоции. В Бизнес-классе наоборот подавляющее большинство Ваших пассажиров будет вести себя крайне вежливо и корректно, обращаясь к Вам на "Вы" и в уважительной форме, что и Вас самих располагает к ответному вежливому общению в адрес Ваших клиентов.
А во-вторых, если брать ситуацию с Эконом, то в случае, если Вам попадается крайне неадекватный пассажир, то после недолгой перепалки с ним, возможно даже не повышенных тонах, Вы можете просто отказаться его дальше везти и попросите его покинуть Вашу машину. А в ситуации с заказом по Бизнес-классу - это категорически запрещено.
Я имею в виду, не только требовать Вашего пассажира покинуть машину, но и даже сам факт Вашего вступления в спор с клиентом. Поскольку для Бизнес-класса действуют вполне четкие инструкции, ясно обозначающие границы допустимого поведения водителя с пассажиром. Согласно этим инструкциям, Вы должны всячески избегать конфликтных ситуаций со своими клиентами и пытаться себя сдерживать в плане эмоций, несмотря даже на возможные провокации со стороны пассажиров.
Таким образом, мы подошли к первому неоднозначному пункту в нашем сравнении. Если Вы человек спокойный и уравновешенный и Вас очень трудно вывести из себя, то тогда Вы легко сможете вписаться в ряды водителей Бизнес-класса и успешно там работать.
Если же Вы человек вспыльчивый и эмоциональный, способный заводится буквально с полоборота и всегда стремящийся доказывать свою правоту окружающим, то тогда работа в Бизнес-классе Вам не подойдет. Просто потому, что рано или поздно Вы встретите придирчивого клиента, Ваш спор с которым закончится его жалобой в службу поддержки и Вашей блокировкой.
Поэтому Вам нужно будет еще раз трезво оценить Ваше желание и стремление больше заработать с одной стороны, а вашу способность держать себя в руках с другой стороны. И от этой Вашей объективной оценки и будет зависеть принятие Вами решения о смене работы с Эконома на Бизнес-класс.
5. Использование автобусной полосы.
Все те из Вас, кто работал или работает в классе Эконом, прекрасно знают о праве передвигаться по автобусной полосе на официальной машине, имеющей лицензию, желтый (или белый с полосками) цвет и шашечки на крыше. Также многие часто используют эту возможность для поездок по личным делам, даже когда Вы не на заказе. Эта возможность дорогого стоит, особенно когда нужно в часы пик попасть из одного конца города в другой, а самый быстрый способ - это, конечно же, по автобусной полосе.
В Бизнес-классе у Вас такой возможности не будет. С точки зрения ГАИ и ЦОДД, машина, на которой Вы выполняете заказ по Бизнес-классу, просто обычная машина, без каких-либо привилегий. Таким образом, если Вы пересядете на Мерседес, то тем самым лишите себя этой возможности, которая может быть очень нужна, в случае Вашей спешки по личным делам.
Но тут уже Вам самим принимать для себя это решение, что для Вас важнее - больше зарабатывать и стоять в пробках как все, или меньше зарабатывать, но иметь право передвигаться там, где остальным машинам запрещено.
6. Повышающий коэффициент в заказах.
По сути, это продолжение третьего пункта нашего списка, но я решил вынести его в отдельный раздел и Вы сейчас поймете почему.
Многие водители, работающие в Эконом, знают о повышении стоимости заказов в пиковые часы. Иногда повышающий коэффициент достигает 2-2,5 раз, а в ситуации сильных пробок может быть даже 3 раза или более. И вот как раз в таких случаях и происходит размывание разницы в стоимости заказов по Бизнес-классу и Эконом.
Приведу один пример.
Мне по Бизнес-классу поступил заказ примерно в 18-30. Мне нужно было забрать пассажира с ленинградского вокзала (кто-то из Вас наверняка знает, что туда в это время ежедневно приходят сапсаны из Санкт-Петербурга). Стоимость того заказа по Яндекс.Такси составила порядка 700 рублей. Ехать было хоть и недалеко, но на улице были серьезные пробки.
Так вот, в разговоре с моим пассажиром выяснилось, что обычно он Бизнес-класс не заказывает, но в этот раз решил сделать исключение, потому что в его приложении стоимость заказа по Эконом на тот же адрес была порядка 680 рублей, из-за 3-х кратного повышающего коэффициента. Вот он и решил в итоге, что за разницу в 20 рублей в стоимости его заказа, лучше уж он проедется на мерседесе. Такой вот был у меня случай в работе.
Ну а рассказал я Вам это для того, чтобы Вы поняли, что иногда (правда не очень часто, но все же) нет особой разницы в цене заказа по Эконом и Бизнес-классу. А при условии разницы в цене аренды за машину, о которой я уже говорил в первом пункте нашего сравнения, очевидной становится выгода работы именно в Экономе, как бы это странно не прозвучало.
7. Открывание дверей пассажиру.
В своей работе по Эконому, Вы спокойно сидите себе за рулем, лишь нажимая на кнопки в своем смартфоне, отмечая приезд на место, а затем начало поездки. А ваш пассажир сам себе открывает дверь, а иногда, по необходимости и багажник, если он ему нужен. Причем, не важно какая на улице погода, Вы можете себе позволить оставаться за рулем, а не мокнуть под дождем или мерзнуть под зимним ветром.
В работе по Бизнес-классу так поступать нельзя. Независимо от погоды на улице, Вы обязаны выйти и открыть пассажиру дверь, помочь ему с багажом, а еще, по необходимости, встретить его у подъезда с зонтом и проводить до машины,чтобы он не промок. Вы ОБЯЗАНЫ это сделать.
В том случае, если Вы этого делать не будете, то почти наверняка, в очень скором времени, Ваш рейтинг понизится до критического уровня, после чего Вы будете заблокированы в системе. Потому что Вашим пассажирам не понравится Ваша расслабленность и несоблюдение правил сервиса, к которым они привыкли, а главное за который они и платят свои деньги.
Таким образом, примите для себя решение, готовы ли Вы на КАЖДОМ заказе выходить из машины и открывать своему пассажиру дверь при посадке, а затем еще раз при высадке на конечном адресе (а иногда еще и на промежуточных адресах, если таковые будут на Вашем маршруте). Если это ниже Вашего достоинства (ну или Вы так для себя решили), то может быть Вам не стоит идти в Бизнес-класс. Ведь работа там - это не только возможность больше зарабатывать и ездить на хорошей машины. Но и также обязанности строго соблюдать инструкции, предусмотренные правилами сервиса, на Ваше выполнение которых очень рассчитывают Ваши клиенты.
8. Требования к рейтингу водителя.
Этот пункт является продолжением предыдущего, но я его вынес в отдельный абзац, потому что он все-таки немного о другом.
При работе в Экономе, по тому же Яндекс.Такси, в случае если у Вас сдан экзамен на 5 и Вы имеете 30 несгораемых оценок в 5 баллов, Вы можете сильно не переживать по поводу того, как Вас и Вашу работу оценивают пассажиры, ведь итоговый балл не опустится ниже определенного уровня. Даже если они поставят вам несколько двоек подряд и Вас заблокируют на какое-то время, то у Вас все равно будет возможность изменить эту ситуацию и выровнять свою оценку.
В Бизнес-классе такого нет. В сервисе Wheely минимальный порог отключения 4,75 баллов, а в GETT - 4,80 баллов. Причем это именно порог отключения Вас от сервиса. НАВСЕГДА. У Вас больше не будет второго шанса, или времени, в течение которого все наладится само собой. Если Вы опустились ниже установленного уровня, то Вас заблокируют пожизненно, без права на пересмотр.
Таким образом, если Вы привыкли вести себя с клиентами так, как Вы это считаете правильным и Вам все равно, что они скажут в Ваш адрес, то у Вас есть два варианта действий.
Во-первых. Пересмотреть свой взгляд на общение с пассажирами и оказываемый Вами уровень сервиса, а потом с уже измененным взглядом идти сдавать тест на Бизнес-класс.
Или, во-вторых. Решить, что Вы не хотите ничего в своей жизни менять и Вам важнее Ваше личное состояние комфорта, а не мнение Ваших пассажиров. Тогда Вам лучше воздержаться от перехода в Бизнес-класс, просто потому, что это будет ненадолго. В очень скором времени Вас заблокируют и Вы вернетесь обратно в Эконом.
Так что Вам решать, что для Вас важнее и самому принимать решение по этому пункту.
9. Разница в количестве и качестве заказов.
Будьте готовы к тому, что Вы столкнетесь с большой разницей в количестве заказов, выполняемых в течении дня в случае смены Эконом на Бизнес-класс.
При работе в Эконом, Вы можете выполнять 20-25 заказов за смену, а иногда и того больше, но в основном это будут короткие заказы, по принципу "Метро-Дом", "Дом-Школа", "Магазин-Дом" и прочее.
В Бизнес-классе бывают заказы, которые длятся час-полтора, иногда дольше, соответственно и оплачиваются они достойно, ведь оплата идет по счетчику. Однако, такие заказы бывают нечасто. В среднем за день Вы будете делать 10-15 заказов в лучшем случае.
О географии заказов я хочу поговорить отдельно.
Если Вы работаете по Эконому, то можете рассчитывать получить следующий заказ в любой части Москвы или Подмосковья. Причем на его ожидание Вы потратите от силы минут 10 (а в реальности и того меньше).
А вот с Бизнес-классом все иначе. Основная масса заказов по Бизнес-классу сосредоточена в западной половине Москвы, поэтому Вам нередко придется возвращаться в центральные районы, после завершения Вашего последнего заказа в восточной части города, если Вы хотите ускорить время получения Вами следующего заказа.
Таким образом, Вам при принятии решения нужно будет подумать, какой именно темп работы Вам подходит больше. Непрерывный, как в Экономе с большим количеством заказов и разными пассажирами. Или же с продолжительными паузами и нередкими холостыми пробегами в 10-15 километров, ради получения очередного заказа по Бизнес-классу.
10. Удовольствие от вождения.
Я специально поставил этот пункт на последнее место, потому что он скорее отражает эмоциональную составляющую Вашей работы, нежели финансовые тонкости. Но тем не менее, для многих он может занимать первое, если не главное место в выборе класса машины.
Очевидно, что в плане нахождения за рулем и получения эмоций от вождения, любая машина Бизнес-класса намного опережает любую машину класса Эконом.
Находясь за рулем Мерседеса, Вы абсолютно иначе себя чувствуете на дороге. Вам легче перестроится из ряда в ряд, легче развернуться в тесном дворе, он просто удобнее в управлении, так как оснащен множеством вспомогательных систем, заметно облегчающих жизнь водителя.
Поэтому лично мое мнение в этом пункте однозначно на стороне мерседеса, а Вам предстоит сделать свой личный выбор.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что и у машин Эконом класса есть свои плюсы.
Они более компактные, а значит могут припарковаться на меньшей площади. Они менее интересны угонщикам и автоворам, так что можно почти не переживать, что с Вашей условной КИА РИО снимут колеса или зеркала, как с того же мерседеса.
Но в итоге, окончательное решение принимать все равно Вам.
Подведем итоги.
Я постарался максимально объективно отразить основные плюсы и минусы работы в каждом из классов такси. Со своим видением разных сторон одного и того же факта. Я надеюсь, что мои рассуждения окажутся Вам полезными и Вы сможете принять для себя решение о Вашей дальнейшей работе в такси.
Ведь при принятии его Вам нужно будет, помимо очевидной финансовой составляющей Вашей работы, учитывать еще Ваше знание города, а также комфортные лично для Вас условия работы, в плане количества выполняемых заказов, общения с пассажирами и нахождения за рулем той машины, которая Вам больше нравится.
Если моя статья оказалась Вам полезной, то ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, на котором есть еще немало интересного о работе такси и самих таксистов в Москве.