Предмет «физическая культура» в современной школе вызывает много вопросов. Дети нередко относятся к нему, как к дополнительной перемене и развлечению, а родители и вовсе считают бессмысленной тратой времени. Все это, конечно, в корне неправильно.
Увы, но современные уроки физической культуры совершенно не отражают целей, которые изначально ставились перед ними – развивать двигательную активность и укреплять здоровье детей, знакомить их с различными видами спорта. Причины такого несоответствия системные и являются следствием целого комплекса проблем в образовательной отрасли.
Содержание учебного курса по физической культуре постоянно балансирует между академическим подходом к формированию компетенций учащихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детского организма, и методикой, согласно которой предмет становится способом снятия эмоционального и физического напряжения после долгого сидения за партой.
В результате, существующие общеобразовательные программы по физической культуре созданы без детализации предметных результатов, без опоры на сенситивные периоды развития детей. По ним невозможно определить, какие навыки, умения и компетенции должны демонстрировать школьники по завершении каждого этапа обучения.
Учебники и учебные пособия по предмету «физическая культура» не удовлетворяют требованиям и запросам преподавателей, не соответствуют интересам учащихся.
Содержание уроков, по сути, отдано на откуп самим учителям. В итоге, от того, какие задачи они поставят перед своими учениками, учтут ли их возрастные особенности, увлечения, способности зависит, насколько эффективным будет развитие физических качеств школьников.
Между тем уровень профессиональной подготовки учителей физической культуры вызывает много вопросов.
Процедура аттестации педагогов носит формальный характер и не способствует их профессиональному росту, а курсы повышения квалификации зачастую не отвечают современным требованиям в части углубления компетенций преподавателей.
Нельзя сбрасывать со счетов и проблемы материально-технического характера, с которыми сталкиваются общеобразовательные школы во многих регионах России.
В основном сложности связаны с дефицитом площадей спортивной инфраструктуры, недостаточной оснащенностью спортзалов инвентарем и оборудованием. Все это существенно ограничивает реализацию учебных планов и рабочих программ по физической культуре, уменьшает заинтересованность учащихся в уроках.
Отрадно видеть, как постепенно внедряется в школах физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Безусловно, сама идея возрождения ГТО очень привлекательна, поскольку дети и подростки с удовольствием вовлекаются в соревновательный процесс.
Однако предложенная методика испытаний не в полной мере соответствует поставленным задачам. К примеру, дети в возрасте от 6 до 12 лет сдают нормативы на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Между тем, эффективного развития выносливости и силы, с точки зрения теории сенситивных периодов развития основных физических качеств, в это время у школьников не происходит. Соответственно, обучающиеся не видят серьезного роста своих результатов, что снижает их интерес к выполнению тестов и к комплексу в целом.
В настоящее время продолжается активная дискуссия по вопросу целесообразности третьего часа физической культуры в основном расписании, поскольку это повышает и так достаточно сильную загруженность учащихся. Есть предложение вынести этот час за пределы учебного процесса, превратив его в занятия определенными видами спорта. Однако реализация этой идеи затруднена: не все школы имеют необходимое спортивное оборудование, обладают футбольными полями, волейбольными и баскетбольными площадками, теннисными кортами.
Стоит отметить, что изначально третий час физкультуры внедрялся в общеобразовательную программу с целью увеличения двигательной активности школьников.
К сожалению, сегодняшняя ситуация показывает, что школы нередко заменяют физическую нагрузку другими формами занятий. Например, проводят урок физкультуры в виде аудиторного занятия, что, естественно, снижает суммарный недельный объем двигательной активности ребят.
Очевидно, значимость предмета «физическая культура» в школе сильно недооценена.
При этом никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Концепцию преподавания предмета необходимо менять так, чтобы уроки приносили максимум пользы и стали для школьников неотъемлемой частью их жизни.
В части реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по разработке комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, 24 декабря 2018 года Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации, в которой отражены основные направления модернизации этой школьной дисциплины. Концепция определяет стратегию и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта. Ее целью является создание условий для обеспечения высокого качества изучения и преподавания физической культуры, повышения воспитательного и оздоровительного потенциала этого предмета.
Основные направления реализации Концепции подразумевают научно обоснованный подход в обучении и преподавании предмета «физическая культура», межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность, создание системы динамики физического развития обучающихся, выявление и поддержку спортивно одаренных детей, развитие кадрового потенциала.
Предполагается обновление содержания программы по предмету, технологий преподавания этой дисциплины, научно-методического обеспечения и материально-технического оснащения, развитие информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, усиление работы по развитию адаптивной физической культуры.
Урок физической культуры должен мотивировать учащихся к регулярным занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Но важно понимать, что помимо модификации содержательной части программ по физической культуре и методик преподавания предмета, необходимо изменить отношение общества к роли физкультуры и спорта в оздоровлении и воспитании подрастающего поколения.
Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя Комиссии ОПРФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член Комиссии ОПРФ по развитию науки и образования, профессор НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук