Найти тему
Положение вещей

Мировое господство было так возможно. И этак

Флаги на ветру (фото: Павел Арабов / Положение вещей)
Флаги на ветру (фото: Павел Арабов / Положение вещей)

За постоянным обсуждением ОПЕК+ из внимания как-то выпадает быстрое превращение США в основного регулятора мирового рынка нефти и газа. И речь не об авианосцах и твитах Дональда Трампа.

Давайте сопоставим три тенденции.

1) Число установок для бурения на нефть и газ в США сокращается несколько недель подряд. Последнее опубликованное Baker Hughes значение составляет 833 нефтяных и 193 газовых буровых установок. Само по себе это означает снижение темпов роста добычи в ближайшем будущем. Но пока ни о каком сокращении добычи речи не идёт.

2) Наоборот, по данным JODI, органа международной нефтегазовой статистики, США в январе добывали в среднем 11,881 млн баррелей нефти в день, став её крупнейшим мировым производителем одиннадцатый месяц подряд. В феврале 2018 года США впервые обогнали по месячной добыче Саудовскую Аравию, а в марте того же года — и Россию. То есть снижение темпов бурения больше похоже на желание зафиксировать лидерство и зарабатывать больше, избегая падения цен из-за перепроизводства.

3) Крупнейшая мировая нефтяная компания американская ExxonMobil планирует сократить себестоимость добычи нефти в Пермской сланцевой формации в США до 15 долларов за баррель, заявил глава Exxon XTO Energy Столе Йервик. Сюда входят затраты на разработку, эксплуатацию, покупку и аренду земли. Сейчас такого уровня затрат компания имеет на своих классических месторождениях на Ближнем Востоке. В России этот показатель примерно соответствует сумме операционных и капитальных затрат на скважину, что составляет, по словам заместителя министра энергетики Павла Сорокина, 8-20 долларов. То есть сланцевые месторождения перестают быть нетрадиционными.

Если слова топ-менеджера Exxon не пустой трёп, то сланцевые месторождения получат низкую себестоимость, последнее условие, которое вместе с пунктами 1) и 2) действительно могут превратить США в регулятора мирового нефтяного рынка (а потом и газового, если себестоимость так же снизится и при добыче сланцевого газа). До сих пор это место занимала Саудовская Аравия, потому что могла быстро уменьшать и увеличивать добычу и, благодаря низкой себестоимости, делать это при любом уровне цен.

На самом деле для России это совсем неплохо, потому что Штаты начнут играть за повышение цен на энергоресурсы — то есть в одни с нами ворота. И на переговорах нам теперь будет о чём поговорить кроме ядерного оружия, Украины и Сирии.

Автор: Лев Синебрюхов