Иван Осипович Сусанин впервые упоминается в трудах костромских историков XVIII века Н. Сумарокова и И. Васькова. Но до начала XIX века никто не думал видеть в Сусанине спасителя царской особы. В 1812 году в журнале «Русский вестник» вышел рассказ писателя Сергея Николаевича Глинки, благодаря которому о подвиге костромского крестьянина узнала широкая публика. И знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» основывалась именно на этой публикации.
Подвиг Сусанина долгое время был излюбленной темой писателей, поэтов и композиторов. Казалось бы, все уже известно, но история сусанинского подвига по сей день остается одним из самых загадочных и запутанных эпизодов великой русской смуты.
Дни истории 20 марта на «Завалинке»
По истории мы знаем, зимой-весной 1613 года, нареченный царем, юный Михаил Федорович Романов со своей матерью инокиней Марфой (в миру – Ксения Ивановна Романова) находился в вотчинном селе Домнино. Неожиданно под Костромой появился польско-литовский отряд, чтобы пленить или убить новоизбранного царя. Но где его искать, поляки не знали. Отряд заблудился и очутился около домнинского выселка, который состоял только из одного дома крестьянина Ивана Сусанина. Ляхи и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он незаметно отправил своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин раскрыл полякам свой обман, но, несмотря на пытки, не выдал врагам убежище царя и был ими изрублен «в мелкие куски».
Подвиг подтверждается жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 30 ноября 1619 года, «по совету и прошению матери», крестьянину села Домнино Костромского уезда Богдашке Сабинину половину деревни Деревище за подвиг его тестя Ивана Сусанина. Привилегии, данные потомкам Сусанина, были подтверждены царствующим домом Романовых в 1641, 1691 и 1837 годах, что было большой редкостью для того времени.
Ныне эта версия не вызывает сомнений благодаря многолетним исследованиям – в 2001 году было утверждено финансирование из костромского областного бюджета программы поиска захоронения Сусанина. Изучались погосты в Домнино и Исупове. К 2004 году было вскрыто несколько могил. Мужские скелеты в них были подходящего возраста и имели следы рубленых ран. Были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. В 2005 году по методу Герасимова на основе черепа был восстановлен облик Сусанина. К сожалению, при имевшейся сохранности скелетов ДНК-экспертизу, которая сняла бы последние сомнения, провести было невозможно. Так что с ДНК-идентификаций Ивана Сусанина придется подождать, пока не появятся новые научные методы. По неподтвержденным сообщениям прессы, якобы в том же году в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причем последний был перерублен...