- Что препятствует развитию электронной коммерции в Узбекистане?
- Многое. Но в основном, наверное, то, что каждый госорган считает себя самым главным, а вместе они не слушают и слышат предложения предпринимателей по решению насущных проблем, имеющихся в экономике. Пример этому неудачная реализация налоговой реформы, следствие которой - вновь появление полностью исчезнувшей в прошлом году разницы при оплате за товар наличными или безналом. Тормозит и безынициативность структурных подразделений государственных банков, на чем еще остановлюсь подробнее. Кроме того, одно из весомых препятствий - привычный для большинства населения взаиморасчет наличными средствами. 70 процентов сограждан при покупке товаров на онлайн-площадке по-прежнему предпочитают оплачивать наличными, а не по банковской карте или через платежную систему. Да что там онлайн! В любом магазине подавляющая часть покупок оплачивается наличными, тогда как в Европе, США или Китае на это смотрят как на атавизм.
- В чем причина такого поведения потребителей?
- У нас все еще не созданы условия взаиморасчета, удобные для потребителя, а не банка. Рядовой обыватель, решивший приобрести что-либо в онлайн-магазине, сталкивается с рядом проблем. Это и трудность пополнения банковской карты наличными, и несовершенство самой платежной системы "UzCard" (монополия, а точнее доминирующий игрок), и регулярные сбои мобильного интернета, и низкая скорость самого интернета. Поэтому сейчас ожидать резкого роста электронной коммерции наивно, хотя в Узбекистане огромный потенциал, много свободных торговых ниш, которые ждут предприимчивых и смелых людей, устремленных вперед.