Найти в Дзене
Warisnotagame

Миф об индустриализации СССР: как и почему Сталин свернул индустриализацию

Индустриализацию СССР, масштабы которой действительно поражают, иногда приписывают лично Сталину. Мало кто знает, что Сталин сыграл в индустриализации крайне противоречивую роль: сначала был ярым ее сторонником, а потом сделал все, чтобы ее прекратить.

.

Кто был главным врагом индустриализации СССР?

Как Вы уже знаете из предыдущей заметки, Индустриализация СССР была начата в 1921г. в соответствии с планом, разработанным гениальным российским экономистом Кондратьевым, автором теории экономических циклов. В те годы СССР руководили фактически два человека: Ленин и Троцкий. Другие деятели Революции тоже были частью коллективного руководства, но обладали несопоставимо меньшим авторитетом.

Несмотря на относительно терпимые отношения между Троцким и Лениным, их взгляды на экономику принципиально расходились. После неудач «военного коммунизма» Ленин однозначно встал на сторону «экономспецов» Кондратьева, и настоял на проведении индустриализации. Троцкий выступил против.

Дело не в том, что Троцкий не доверял «экономспецам»: он же сам настоял на использовании «военспецов» в армии. Троцкий отлично понимал, что план Кондратьева – это отличный путь индустриализации. Он понимал и то, что по заветам Маркса не может быть никакого «коммунизма» в промышленно неразвитой стране, большинство населения которой – крестьяне. Несмотря на все это, Троцкий был противником самой идеи индустриализации, выступая за «перманентную революцию». Россия была для него даже не базой – а топливом, которое нужно бросить в «костер революции», чтобы разжечь ее пламя революции в «настоящих» индустриальных странах, где есть многочисленный рабочий класс. Судьба российского населения его совершенно не волновала: оно классово чуждое. Грубо говоря, по логике Троцкого, нужно было не строить заводы в России, а распродать ее до нитки и проспонсировать революцию в Германии, получив в свои руки немецких рабочих и немецкие заводы. Напомним: большевики считали себя «интернационалистами», поэтому деление на страны, этническое происхождение и т.п. для них ничего не значили.

Точка зрения Ленина возобладала, поскольку его поддержали множество большевиков «второго ряда» и даже третьего, как Сталин. Впоследствии большинство сторонников кондратьевского плана были отнесены к так называемой «правой оппозиции» и «правому уклону»: в политической плоскости к ним относятся, (помимо Ленина) прежде всего, Бухарин и Рыков, а в экономической (помимо Кондратьева) – Чаянов и Теодорович. НЭП и проведенная на его основе индустриализация в конечном счете стали главным обвинением против них. Но в 1922-1926гг. именно их позиция была главенствующей.

Троцкий и другие «радикальные левые», считавшие ненужной индустриализацию, нанесли удар прежде всего по идейному лидеру индустриализации Кондратьеву, которого уже в 1922г. едва не арестовали. Но при жизни Ленина расправиться с Кондратьевым не удалось, и он был освобожден. Продолжил экспертную работу, в том числе и выезжая за границу – и возвращаясь. Поездки Кондратьева были очень важны в деле привлечения иностранных инвестиций для индустриализации.

.

Как и почему индустриализация СССР остановилась?

После смерти Ленина в руководстве СССР развернулась политическая борьба между «правыми» (сторонниками индустриализации в отдельно взятом СССР) и «левыми» (сторонниками мировой революции). Сталин в этой борьбе участвовал как второстепенная фигура: он не относился к числу революционеров второго ряда, и ни одна из двух паритий не рассматривала его как угрозу. Но повторим, что на этом этапе Сталин поддерживал «партию индустриализации»

В 1927г. Троцкий эту войну окончательно проиграл, и все сторонники «левой» партии были высланы или репрессированы. На их место пришли новые политические лидеры, по большей части лояльные лично Сталину, который занимал позицию секретаря Партии и мог влиять на подбор кадров. Опять же, никто из лидеров победившей «партии индустриализации» не воспринимал его всерьез, что и стало их роковой ошибкой. В этот момент до всей полноты власти Сталину было еще далеко: лидеры «правой партии» были уважаемыми соратниками Ленина и рассчитывали руководить СССР.

Именно в этот момент Сталин предал «партию индустриализации» и встал на позиции «левых», которых сам же недавно репрессировал. Главный удар он нанес лично по Кондратьеву и сфере, которую Кондратьев курировал лично: сельскому хозяйству. Сталин начал блокировать развитие производства товаров народного потребления и одновременно требовать возвращения принудительных зерновых поборов с крестьянства (во времена НЭПа крестьяне, наоборот, более-менее свободно торговали зерном и использовали деньги для покупки промышленных товаров народного потребления). К 1928г. Сталину удалось добиться реализации некоторых решений о принудительном изъятии зерна у крестьян.

Это, естественно, полностью разрушило НЭП. Экономика держится на доверии. Как только советское руководство применило насильственные меры, крестьяне (да и городские предприниматели тоже) сразу поняли, что возвращаются времена военного коммунизма, и начали уходить в подполье. Сборы зерна резко упали. Это, в свою очередь, дало повод Сталину сказать, что «НЭП больше не работает», и выдвинуть идею коллективизации. Одновременно началось бегство иностранных инвесторов, из-за которого возникли серьезные проблемы с завершением строительства тех сотен промышленных объектов, которые возводились в годы НЭПа.

С помощью своих выдвиженцев в руководстве партии Сталин в 1927-1932гг. постепенно разбил руководство «правых» и к 1933г. сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Прежние планы индустриализации были свернуты: перестали закладываться новые гидроэлектростанции, резко упало количество закладываемых металлургических комбинатов, почти полностью прекращено развитие легкой и пищевой промышленности. Вместо этого Сталин сделал ставку на строительство чисто военных заводов.

Кондратьев и его единомышленники были репрессированы в 1930г. по «делу Трудовой крестьянской партии». Их союзники-политики отстранены от власти. Уничтожить этих людей у Сталина все еще не хватало власти, поэтому отстраненных от власти лидеров «правых» и посаженных в тюрьму Кондратьева и советских других экономистов уничтожили только в 1937-1938гг. Особенно цинично то, что показательный процесс против «правых» получил название «дела антисоветского правотроцкистского блока»: Сталину мало было уничтожить своих политических противников, он решил их унизить, связав их имя с их основным врагом - Троцким.

Политические лидеры "партии индустриализации" - Бухарин и Рыков - под конвоем в суде, 1938г. Разгромив своих "левых" противников в лице Троцкого, Зиновьева и Каменева в 1926г., они были убеждены, что одержали победу и смогут проводить свою политику (больше всего напоминающую политику Дэн Сяопина в Китае). Совсем скоро выяснилось, что они сами выкопали себе могилу: разнородных опальных "левых" в руководстве Партии заменили выдвиженцы Сталина, сразу же обратившиеся против "правых". Кстати, характерен "почерк репрессий": до тех пор, пока Сталин не сосредоточил в своих руках всю полноту власти, политическое поражение трех или иных фракций никак не сказывалось на личной судьбе. Опальные политики даже оставались членами Партии, только теряли свои посты. К физической расправе над бывшими оппонентами перешел только Сталин и уже тогда, когда все они были лишены власти и опасности не представляли (1937г.) (Im source: Wiki)
Политические лидеры "партии индустриализации" - Бухарин и Рыков - под конвоем в суде, 1938г. Разгромив своих "левых" противников в лице Троцкого, Зиновьева и Каменева в 1926г., они были убеждены, что одержали победу и смогут проводить свою политику (больше всего напоминающую политику Дэн Сяопина в Китае). Совсем скоро выяснилось, что они сами выкопали себе могилу: разнородных опальных "левых" в руководстве Партии заменили выдвиженцы Сталина, сразу же обратившиеся против "правых". Кстати, характерен "почерк репрессий": до тех пор, пока Сталин не сосредоточил в своих руках всю полноту власти, политическое поражение трех или иных фракций никак не сказывалось на личной судьбе. Опальные политики даже оставались членами Партии, только теряли свои посты. К физической расправе над бывшими оппонентами перешел только Сталин и уже тогда, когда все они были лишены власти и опасности не представляли (1937г.) (Im source: Wiki)

Кроме этого, Сталину нужно было уничтожить управленческую элиту индустриализованной промышленности: эти люди, выдвинувшиеся в годы НЭПа и понимавшие, как устроена рыночная экономика, были для него опасны. От них избавились в рамках «дела Промпартии» в 1930г. Как видите, эти три процесса связаны общей логикой свертывания НЭПа и индустриализации (хотя в реальности был только политический союз экономспецов Кондратьева с социалистами Бухарина, а Промпартии никогда не существовало).

.

Почему Сталин изменил свою позицию и обратился против индустриализации?

К сожалению, очень сложно понять мотивы, которыми руководствуются деятели прошлого: в документах об этом не написано, а спиритические сеансы по вызову духа Сталина проводить еще не научились. Поэтому мы можем лишь предполагать, какими соображениями руководствовался Сталин, сначала действуя совместно с «партией индустриализации», позднее ее предав.

Некоторые считают, что Сталин вел прагматичную борьбу за власть: стравил ленинских «старых большевиков» друг с другом и дал им друг друга уничтожить. А экономика была лишь поводом для этих разборок.

Другие указывают на то, что Сталин был идейным, убежденным врагом крестьянства и считал необходимым его уничтожение как класс. Наиболее надежное свидетельство об этом можно найти в мемуарах Черчилля, которому в данном случае есть основания верить: он пересказывает свой личный разговор со Сталиным так, что видно, что смысл произнесенной Сталиным речи ему не вполне понятен.

-Скажите мне, – спросил я [Черчиллль], – на вас лично также тяжело сказываются тяготы этой войны, как проведение политики коллективизации?
Эта тема сейчас же оживила маршала.
-Ну нет, – сказал он, – политика коллективизации была страшной борьбой.
-Я так и думал, что вы считаете ее тяжелой, – сказал я, – ведь вы имели дело не с несколькими десятками тысяч аристократов или крупных помещиков, а с миллионами маленьких людей.
-С десятью миллионами, – сказал он, подняв руки. – Это было что-то страшное, это длилось четыре года, но для того, чтобы избавиться от периодических голодовок, России было абсолютно необходимо пахать землю тракторами. Мы должны механизировать наше сельское хозяйство. Когда мы давали трактора крестьянам, то они приходили в негодность через несколько месяцев. Только колхозы, имеющие мастерские, могут обращаться с тракторами. Мы всеми силами старались объяснить это крестьянам. Но с ними было бесполезно спорить. После того, как вы изложите все крестьянину, он говорит вам, что он должен пойти домой и посоветоваться с женой, посоветоваться со своим подпаском.
Это последнее выражение было новым для меня в этой связи.
-Обсудив с ними это дело, он всегда отвечает, что не хочет колхоза и лучше обойдется без тракторов.
-Это были люди, которых вы называли кулаками?
-Да, – ответил он, не повторив этого слова. После паузы он заметил: – Все это было очень скверно и трудно, но необходимо.
-Что же произошло? – спросил я.
-Многие из них согласились пойти с нами, – ответил он. – Некоторым из них дали землю для индивидуальной обработки в Томской области, или в Иркутской, или еще дальше на север, но основная их часть была весьма непопулярна, и они были уничтожены своими батраками.
Наступила довольно длительная пауза. Затем Сталин продолжал:
-Мы не только в огромной степени увеличили снабжение продовольствием, но и неизмеримо улучшили качество зерна. Раньше выращивались всевозможные сорта зерна. Сейчас во всей нашей стране никому не разрешается сеять какие бы то ни было другие сорта, помимо стандартного советского зерна. В противном случае с ними обходятся сурово. Это означает еще большее увеличение снабжения продовольствием.
Черчилль У.С., Вторая мировая война. — М.: Воениздат, 1991

Естественно, все сказанное Сталиным в этом диалоге не соответствует действительности. Именно «кулаки» (крепкие крестьяне) активно внедряли в своем производстве современную технику и технологии, в то время как в «колхозах» производство зерна резко упало, как и его качество, а культура использования техники оказалась ужасно низкой (для бережного обращения с техникой нужна и высокая квалификация, и высокая трудовая мотивация; у колхозников не было ни того, ни другого). Сталин об этом знал, как и о последовавшем за коллективизацией голоде. Но он безусловно воспринимал «коллективизацию» (современные ученые называют ее «раскрестьянивание») как войну. Сторонники этой версии сворачивания НЭПа считают, что Сталин хотел ликвидировать крестьянство как класс, считая его фундаментально враждебным советской власти. Коллективизация должна была заменить крестьянство на своего рода «сельскохозяйственных рабочих», которые не продают на рынке свою продукцию, а отдают ее бесплатно, получая (от государства через колхоз/совхоз) содержание. И это в чем-то правда: крестьянство действительно по своей природе консервативно, и в ходе Гражданской войны породило немало «антисоветских» восстаний. (этические вопросы социоцида никого из большевиков вообще не беспокоили: марксистская доктрина учит, что классовое сознание должно стоять на первом месте даже по отношению к проблемам гуманизма). Если коллективизация самоценна и от нее Сталин не мог отказаться, то вопрос о прекращении индустриализации можно считать решенным: ведь коллективизация разрушила доверие и сделала невозможным применение методов рыночной экономики, а иностранные инвесторы в таких условиях отказывались работать за долю в будущей прибыли и требовали платить им валютой. То есть все наоборот: в этой интерпретации получается, что не коллективизация проводилась ради индустриализации, а индустриализацию пришлось прекратить из-за того, что нужна коллективизация.

Наконец, есть и третья точка зрения. «План Кондратьева» предполагал, что военная промышленность должна создаваться в СССР в последнюю очередь: после того, как развиты все важные для экономики отрасли. Это объясняется тем, что военная промышленность требует высокотехнологичных ресурсов: сложных станков (которые должны постоянно совершенствоваться) и высококвалифицированных рабочих. Без этого военная промышленность неэффективна: новые вооружения невозможно производить на старом оборудовании, а не обеспеченные товарами народного потребления рабочие недостаточно мотивированы и допускают много брака. К сожалению, такой подход означал, что полноценная военная промышленность в СССР появилась бы только к концу 1940-х годов. Конечно, в случае войны можно было бы многое развернуть, милитаризовав гражданские заводы – но нехватка опыта военного производства сказывалась бы в первые годы войны. Короче говоря, никаких Т-34 и КВ в 1941г. у СССР бы не было.

Тут нужно напомнить, что Гитлер в Германии пришел к власти только в 1933г., практически одновременно со Сталиным. И только к 1936г. (тоже параллельно со Сталиным) окончательно расправился со своими внутренними врагами. Первую агрессивную акцию (занятие демилитаризованной Рейнской зоны) Гитлер совершил в 1936г. Немецкая армия все это время была ничтожна и по численности, и по вооружениям. Да и общей границы с Германией не было. То есть в период борьбы за власть в руководстве СССР о войне с Гитлером никто не думал. Это не значит, что угрозы войны совсем не было: основными противниками виделись Польша, Британская Империя и Япония (перечислены в порядке важности).

Мы не будем становиться на какую-то одну из этих трех точек зрения, объясняющих переход Сталина от «правого блока» (партия индустриализации) к «левому блоку» (партия мировой революции). В конце концов, эти объяснения не противоречат друг другу. Отметим только, что переход был в любом случае неполным: в отличие от Троцкого, сделавшего ставку на революцию, Сталину нужна была мощная армия, способная завоевать для него заводы Европы. Тогда не было бы необходимости создавать собственную гражданскую промышленность и даже станкостроение. Если Троцкий рассчитывал получить в захваченных странах военные заводы, то Сталин, наоборот, гражданские – а военные он был готов построить у себя. В этом смысле план Сталина можно считать «третьей стратегией».

.

В каком состоянии промышленность СССР подошла к началу Войны?

Так или иначе, воевать с Британской Империей не пришлось: вместо этого Сталин получил целых 7 лет на подготовку советской военной промышленности к войне с Германией. К сожалению, разгром экономики в результате коллективизации и бегства иностранных инвесторов сильно осложнил эту задачу. Планы развития собственного станкостроения остались нереализованными, и Сталин мог получать оборудование для военных заводов только напрямую за иностранную валюту. Заново решить «валютную проблему» (которая в первый раз уже была решена в годы НЭПа) удалось примерно к 1935г., после чего началось активное строительство военных заводов и милитаризация тех гражданских, которые успели построить в рамках кондратьевской индустриализации.

Военные заводы имеют относительно короткий цикл строительства (5-7 лет), поэтому к 1940г. большинство из них уже были готовы, и в советскую армию начало поступать огромное количество военной техники.

К сожалению, свертывание индустриализации в пользу военной промышленности имело и тяжелые отрицательные последствия. СССР остался практически без собственного станкостроения (мог производить только очень простые станки) и электроники, без полноценной пищевой промышленности и химической промышленности. Как Вы уже знаете из предыдущих заметок, отсутствие этих отраслей тяжело сказывалась на армии Второй Мировой. СССР мог вооружить огромную (10-20 миллионов) армию, но не мог обеспечить ее должным образом питанием, обмундированием, боеприпасами и даже качественным топливом. Эти проблемы мгновенно выявились уже в 1941г.

А в 1942г. на первый план вышла проблема станкостроения. Бурное развитие военной техники требовало все более сложных производств, и СССР не мог создать станки нужного уровня точности и надежности. К счастью, как и в годы сталинской милитаризации, решить ее удалось, привезя станки из США.

Подведем промежуточный итог по СССР перед Второй Мировой. Индустриализация (развитие промышленности) в СССР проходила в 1922-1932гг. Она была спланирована Кондратьевым, одобрена Лениным и политически поддержана «правыми уклонистами» во главе с Бухариным. В 1928-1933гг. Сталин, ведя борьбу за власть против «правых», прекратил индустриализацию СССР и заменил ее на милитаризацию (развертывание новых военных заводов и замену имеющегося машиностроения на военные заводы). Это нанесло тяжелейший удар по промышленности СССР, которая осталась без нескольких стратегически важных отраслей. Нехватку которых Сталин компенсировал импортом нужного военной промышленности оборудования из США и других развитых стран.

В 1942-1943гг. состоялась «вторая милитаризация» СССР: широкомасштабная замена устаревших станков на военных заводах на новые. Но эта история требует отдельного рассказа.