Найти в Дзене
Всем балет!

Надо ли отдавать ребенка в балет? Родители, нереализованные мечты, талант

Оглавление

Время идет, и люди не перестают спорить о воспитании детей, в частности, о необходимости выявлять и развивать с детства способности и данные ребенка, настоять на какой-либо профессии. Кто-то считает, что ребенок с рождения имеет предрасположенность к какой-либо деятельности, другие уверены, что нужно дождаться осознанного возраста и дать ребенку самому выбрать. Но вот проблема: в некоторых профессиях в осознанном возрасте начинать уже поздно.

Мы все учились в школе, и среди наших одноклассников были те, кто ходили в музыкальную и художественную школу, на волейбол, на танцы. Каждый школьник индивидуален, но можно выделить несколько причин, по которым дети получают дополнительное образование:

1. По настоянию родителей
2. Личное желание ребенка заниматься каким-либо видом искусства или спорта
3. Ради развлечения после школы и ради новых знакомств

Эти причины могут переходить из одной в другую, потому что все не так однозначно. Иногда настояние родителей дает хороший исход: ребенок начинает постигать искусство, у него появляются успехи, и через пару лет он включается в процесс и с удовольствием продолжает обучение. Другой случай: ребенок пробует один за другим кружки и секции по советам родителей, развивает кругозор и в конце концов останавливает свой выбор на чем-то одном. Этот случай хорош тем, что дает возможность детям узнать, какие существуют занятия помимо общеобразовательной школы. Бывает, что родители слишком настаивают, и человек потом всю жизнь таит обиду за потраченное время и навязанную профессию, кроме которой ничему больше не получилось обучиться.

Так, почти все известные балерины и танцовщики в своих интервью делятся тем, что оказались в балете благодаря родителям. А иногда и вопреки себе. Есть исключения, например, Николай Цискаридзе или Диана Вишнева, которые сами загорелись идеей выступать на балетной сцене и шли к цели без настояния родителей.

Очень спорный момент: стоит ли навязывать ребенку занятия хореографией, если он не хочет. Многие ответят, что нет. Как отличить капризы и усталость, которые нужно перетерпеть от нежелания и даже отвращения? Еще сложнее, когда есть хорошие природные данные и не хочется, чтобы они пропали даром...

-2

Галина Уланова

Пример легенды Советского балета Галины Улановой очень показателен. Галина Сергеевна родилась в театральной семье, с детства ей были знакомы спектакли, театры, репетиции. В детстве Уланова из-за театральной занятости родителей оставалась без присмотра совсем или под присмотром подруг матери.

Говорят, что родители собственным примером могут привить свои увлечения и даже любовь к отдельной профессии своим детям. Но когда маленькой Гале сказали, что ее отдают в балетную школу, она плакала навзрыд, умоляла не отдавать в балет.

Первые 6 лет Галина Уланова училась классическому танцу у своей мамы. Подруга Улановой Татьяна Вечеслова вспоминает в своей книге "Я-балерина", что Галя постоянно плакала в коленях у своей матери, просила забрать домой. В первый год обучения на уроках - глаза, полные слез. Но мать Улановой старалась не замечать состояния дочери, была строга с ней, требовала больше, чем от других учениц. Дальше Гале пришлось привыкать к жестким условиям интерната, она очень часто болела.

Но результат ошеломляющий. Галина Уланова стала великой балериной XX века! И уже никто не вспоминает или даже не знает о том, что она не хотела быть балериной, все тяготы балетной учебы переносила вдвойне трудно из-за нежелания. Спустя много лет, будучи опытной балериной, Уланова по-прежнему боялась сцены и зрителя.

-3

Оксана Скорик

В фильме "Прекрасная трагедия" об Оксане Скорик в самом начале на фоне анимированной заставки звучит следующий текст: "Жила-была женщина, которая с детства хотела стать балериной. Но ее мечтам не суждено было сбыться. Тогда она родила девочку и решила, что малышка будет танцевать". И далее мама говорит, что с рождения увидела у Оксаны хорошую стопу, выворотность, и в 4 года привела ее в балетную школу, но приняли только тогда, когда исполнилось 5 лет. Далее - учеба в Пермском хореографическом училище в тысячах километрах от дома.

Оксана Скорик в Пермском хореографическом училище
Оксана Скорик в Пермском хореографическом училище

Кто знает, как сложилась бы судьба Оксаны, если не настойчивость мамы?… Возможно, она реализовала свои мечты через дочь, но в то же время помогла дочери не упустить свои способности, показала, как применить их строго по назначению и добиться успеха. Сегодня Оксана говорит, что ей, кажется, суждено быть на сцене.

Ульяна Лопаткина

То же - Ульяна Лопаткина, которую родители привезли поступать в Ленинград, оставили в интернате. В одном из интервью балерина говорит о том, что это была жертва детством и родительским теплом ради ее развития как личности. Балерина всегда признавалась, что профессия давалась ей трудно, и без педагогов она бы не справилась. Лопаткина очень мало упоминала дальнейшее участие родителей в своей судьбе.

-5

Ульяна Лопаткина завершила карьеру спустя 26 лет работы в Мариинском театре и начала осваивать совершенно другую профессию. Она не стала педагогом-репетитором в театре, отказалась от должности художественного руководителя АРБ им. Вагановой, почти не дает мастер-классов и интервью. Эти факты навевают на определенные размышления. Кажется, что балерина очень ждала момента, когда с балетом можно расстаться навсегда.

Ульяна Лопаткина в номере "Павлова и Чекетти"
Ульяна Лопаткина в номере "Павлова и Чекетти"

Неравные условия

Далеко не у всех семей есть возможность (финансовая в том числе) сорваться и приехать со своим ребенком поступать в другой город за много километров, а впоследствии покупать одежду и обувь для занятий балетом, которая стоит недешево. Так и выходит, что в профессиональной балетной школе все равно оказывается очень мало детей, у которых все совпало: родители, физические данные, финансовые возможности.

Отдавать ли ребенка в балет? Как показывает пример артистов прошлого и настоящего, это может быть судьбоносным решением. Попробовать показать ребенку разные виды искусства никогда не будет лишним. Но стоит быть внимательным к тому, как ребенок реагирует на эти занятия. В 1920-е годы Галине Улановой внушали, что балет - ее единственный способ заработать, не умереть с голода, поэтому она должна стараться и хорошо учиться, чтобы получить профессию, должна отказаться от рождения детей ради сцены. Или, например, чтобы устроиться в жизни, потому что театр - это почти всегда стабильность, казенное жилье, зарплата и определенность. А после сцены можно и преподавать в балетной школе.

Времена изменились, и сейчас в балет приходят совсем не за тем, чтобы выжить, положив лучшие годы сиюминутному искусству, которое существует только в настоящем. Балет был и остается искусством для избранных, но в наши дни для тех избранных, у которых все совпало: поддержка близких, финансовые возможности, талант.

Как вы относитесь к чрезмерному развитию детей в дошкольном возрасте? По-вашему, родители должны настоять, если видят задатки?

🎭 Обшиваем балетные туфли с артисткой Мариинского театра
🎭
Мальчики в балете и хореографии. Почему их всегда мало?
🎭
Как Светлана Адырхаева поступила в балетное училище