В этом выпуске мы продолжим обсуждение анализа ассортимента для оптимизации и управления запасами, начатое ранее здесь и продолженное здесь.
Коэффициент вариации – один из наиболее известных и часто используемых параметров товарного потока.
Часто анализ по коэффициенту вариации называют XYZ-анализом в противовес ABC-анализу.
Рассчитывается коэффициент вариации по известной многим формуле:
где:
Xi – спрос или продажи (что сильно понижает адекватность анализа) за i-й месяц
х ̅ – среднемесячный спрос за выбранный период
n – количество рассматриваемых месяцев в анализируемом периоде
Наиболее часто периодом выбирается год либо несколько лет, а распределение анализируется помесячно.
Из формулы видно, что коэффициент вариации рассчитывается как отношение стандартного отклонения вариационного ряда (среднеквадратического отклонения) к среднемесячному значению спроса.
Вообще, в общем виде, коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического к математическому ожиданию. Но часто при использовании коэффициента вариации в таком виде принимается, что спрос в анализируемом периоде подчиняется закону нормального распределения плотности вероятности, поэтому за математическое ожидание принимается среднемесячное значение спроса в анализируемом периоде.
Необходимо понимать свойство этой характеристики и принципы группирования товаров при анализе спроса.
С использованием коэффициента вариации определяется отклонение относительно среднего значения за период.
Необходимо отметить, что на практике ежемесячный спрос очень редко подчиняется нормальному закону распределения плотности вероятности, что влечёт значительное снижение качества анализа и прогноза при использовании в анализе моделей и методов, опирающихся на нормальный закон.
Чем больше значение стандартного отклонения, тем дальше от среднеарифметического значения находятся анализируемые значения.
При ν≤10% потребление позиции можно считать равномерными. В некоторых компаниях за критерий равномерности может приниматься значение коэффициента вариации, не превышающее 15%.
Нас интересуют только позиции с коэффициентом вариации, характеризующем наличие равномерности спроса.
Определение наличия равномерности спроса позволяет определить товары, которые не требуют формирования страхового запаса для покрытия рисков неопределённости в спросе, а также позволяет одним из индикаторов выбора оптимальной модели прогнозирования.
Это свойство позволяет формализовать и автоматизировать принятие оптимальных решений при управлении запасами и ассортиментом.
Расчёт коэффициента вариации может (и должен) определяться не только по месяцам в выбранном временном интервале из нескольких лет, но и, например, по шагам планирования: неделям и декадам в течение сезона.
Все остальные позиции, можно считать позициями неравномерного спроса, который имеет разные причины: циклический спрос, этап жизненного цикла ‒ на подъёме, на спаде ЖЦ, сезонность и другие причины неравномерности спроса и потребления.
Анализ рекомендуется проводить как в целом по году, так и «скользящим итогом» за 12 месяцев по всему периоду, на основании которого проводится анализ, – для более точного управления потоком с учётом динамики.
В некоторых компаниях коэффициент вариации пытаются использовать при расчёте потребности в страховом запасе, что является некорректным решением, поскольку, если вспомнить, что коэффициент вариации рассчитывается относительно среднемесячного потребления, для позиций, имеющих свойство сезонного спроса (которых большинство в ассортименте подавляющего большинства компаний), такой подход будет в высокий сезон формировать дефицит, а в межсезонье будут формироваться избыточные запасы и неликвиды.
Если вы хотите увеличить прибыль компании и повысить её конкурентоспособность, то управление запасами с учётом особенностей каждой товарной позиции, – это один из самых недооцененных процессов для повышения прибыли компании.
Управление ассортиментом – одна из составляющих этого процесса.
Вы можете оптимизировать управление запасами либо передать наиболее трудоёмкие процессы анализа и прогнозирования на аутсорсинг.
Следите за выпусками канала.
В ближайших выпусках будут рассматриваться другие характеристики товарных потоков.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.
В комментариях ждём ваши вопросы.