Весьма примечательные высказывания прозвучали 13 марта от Председателя Правительства РД Артёма Здунова на совещании, которое он провёл по вопросу строительства объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета. По сути они отразили весьма серьёзные проблемы, связанные с компетентностью кадров, организацией процесса подготовки инвестиционных проектов и их финансирования в рамках государственных программ, а также с должным контролем за ходом строительства объектов. Но в ответах на вопрос «кто виноват?» существуют разные мнения.
Напомню, что в Отчёте о результатах деятельности Правительства РД Народному собранию РД, с которым премьер-министр Артём Здунов выступил 28 февраля, ему пришлось дать разъяснения по поводу того, почему по итогам 2018 года на едином счете республиканского бюджета Дагестана образовался остаток объемом 10,2 млрд. рублей. Упрёки некоторых экспертов в СМИ о не профессионализме чиновников, которые не смогли организовать в срок использование такого большого объёма финансовых средств, а также о том, что вследствие этого более 10 млрд рублей безвозвратно возвращается в федеральный бюджет, была интерпретирована Здуновым как «в прессе пишут о том, что это – потерянные деньги».
Опровергая такое утверждение, премьер-министр пояснил: «Это вовсе не так. Во-первых, 1,7 млрд рублей – это плановый профицит бюджета, это те средства, которые мы дополнительно заработали в конце года. 1,6 млрд рублей поступило на развитие г. Дербент. Сейчас республиканская госпрограмма по социально-экономическому развитию города проходит все необходимые согласования и в марте мы получим основания, чтобы эти средства перечислить в Дербент. Соответственно, 1,6 – это перевыполнение плана по налогам. 0,1 млрд рублей – это наши резервные фонды. Соответственно, это переходящий остаток. В этом году мы, соответственно, на эти же цели будем неиспользованные средства направлять. 2,3 и 1,5 млрд рублей – это, соответственно, Минтранс и Минстрой. Это деньги остающиеся и переходящие. Но при этом мы имеем экономию средств, которая позволит нам построить уже больше дорог, мостов и остальные объекты. Эти решения принимаем вместе с вами, уважаемые депутаты«.
Но подсчёт перечисленных сумм даёт лишь 7,2 млрд рублей, тогда как остаток составил 10,2 млрд. Происхождение ещё 3 млрд так и остался не разъяснённым. Кроме того, Здунов сообщил, что 1,7 млрд рублей – это плановый профицит бюджета, что вызывает вопрос о том, почему именно такая значительная сумма была заложена в профицит, а не меньшая, чтобы использовать дополнительно на расходы, скажем, ещё 1,5 млрд? Не хватало проектов? Но можно было направить деньги на завершение объектов-долгостроев, которых насчитали сотни!
Если после таких неполных объяснений каждая из сторон — власти и критики — осталась при своём мнении, то вышеназванное совещание вскрыло более существенные проблемы. В сообщении пресс-службы Администрации Главы и Правительства РД (АГП РД) приведены следующая цитата премьер-министра: «У нас в этом году большая республиканская инвестиционная программа. Это позитивный момент. Теперь мы будем думать, каким образом в установленные сроки ее реализовать с учётом возникновения разных обстоятельств, привлечения дополнительных средств из федерального бюджета. Поэтому у нас должна быть чётко выстроенная система по освоению тех финансов, которые есть, и всегда должны быть готовые планы и ПСД, которые мы тут же можем использовать для участия в федеральных проектах».
Главное в словах Артёма Здунова – это о необходимости выстроить систему по освоению финансов. Словосочетание «освоение финансов» уже приобрело негативный оттенок, поскольку зачастую под ним подразумевается своевременное перечисление средств. Притом, что качество, отсутствие приписок и хищений при строительстве и оказании услуг по разным причинам, в том числе и в связи с коррупцией, отходят на задний план внимания общества и контрольно-надзорных органов.
Оставляя в стороне негативный контекст можно констатировать, что такой системы до сих пор не не было. Надо думать, что это и стало причиной не освоения части бюджетных средств в 2018 году.
Но сумеет ли правительство республики такую систему выстроить? Проблема в том, что такого рода система стала формироваться в 2007 году, когда при правлении Президента РД Муху Алиевебыло создано сначала агентство, а потом министерство по делам инвестиций. Для раскачки и представления готовых инвестиционных проектов на разных экономических форумах потребовалось около двух лет, да и позже постоянно возникали проблемы с количеством и качеством бизнес-идей и проектов. Но этот орган постоянно подвергался реорганизациям и обновлению руководства, что не способствовало стабильности кадров и росту их квалификации. Аналогичные проблемы с подбором и сохранением в коллективах хороших специалистов по организации процесса подготовки проектов и консультационной помощи, были и в других министерствах и ведомствах.
Ещё одна серьёзная проблема вырисовалась из доклада на эту тему министра строительства и ЖКХ РД Малика Баглиева. Сообщив, что всего на территории республики будет осуществляться строительство 113 объектов, он заявил, что «в 22 муниципалитета были направлены запросы о выделении земельных участков для строительства вышеназванных объектов, но необходимую документацию предоставили только 2 из них«. Примечательно, что речь идёт об объектах в рамках государственных программ «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», «Развитие здравоохранения», а также Республиканской инвестиционной программы, в которых, казалось бы, очень заинтересованы главы муниципальных образований (МО).
Однако аналогичные организационные проблемы, как следует из сообщения о совещании, возникли и при формировании планов по строительству объектов инженерной инфраструктуры, среди которых входящие в программу обеспечения питьевой водой на 2019-2024 годы стоимостью 30 млрд рублей.
Реагируя на услышанное, премьер-министр посетовал: «Они подают заявки, наша комиссия рассматривает, мы принимаем бюджет, депутатам доказываем необходимость строительства объектов, а в итоге муниципалитеты не предоставляют необходимые документы». Он поручил созвать совещание с главами МО на эту тему, пригрозил усилением контроля и принятием мер к ним, потребовал составить план-графики по строительству каждого объекта и следить за их соблюдением, обобщать данные мониторинга в специальной таблице.
Но вялая реакция глав МО также связана с отсутствием или недостаточной квалификацией соответствующих кадров, которых не воспитывали и не стимулировали. Правда, можно рассчитывать на госзаказы проектов сторонним организациям, но на них у МО зачастую нет денег.
Поэтому, вероятно, на 2019 год в закон о республиканском бюджете заложена необычно большая сумма расходов на подготовку проектно-сметной документации (ПСД) – около 800 млн рублей. То есть это может снять частично проблему подготовки проектов, но не снимает вопросы качественной организации работы и контроля над процессами по всей цепочке деятельности государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.
Остаётся надеться, что дополнительные усилия правительства Дагестана увенчаются успехом и при подведении итогов 2019 года не повторится история с неосвоенными средствами 2018 года.