Найти в Дзене
Метагазета

«Газпромбанк» проиграл Венесуэлу США

Оглавление
Фото: plusworld.ru
Фото: plusworld.ru
«Газпромбанк» вышел из проекта с PDVSA по нефтедобыче в Венесуэле, опасаясь американских санкций за поддержку режима Николаса Мадуро. На очереди банк ВТБ и «Роснефть», у которых также есть бизнес в Боливарской Республике.

«Газпромбанк», сотрудничавший с национальной нефтедобывающей компанией Венесуэлы PDVSA, ушел из совместного с ней предприятия Petrozamora, опасаясь санкций США из-за политического кризиса в Венесуэле.

  • Petrozamora создана в 2012 году для разработки нефтяных месторождений в Венесуэле. В ноябре 2013-го «Газпромбанк» подписал соглашение с PDVSA о совместном финансировании в этот проект в размере до $1 млрд. У «Газпромбанка» 17% в компании GDP Global Resources Group, которой принадлежит Petrozamora. До третьего квартала 2016 года «Газпромбанк» владел 100% GDP, но продал их не названному покупателю за $248,4 млн.

В январе оппозиционный венесуэльский политик Хуан Гуайдо объявил незаконными выборы президента, прошедшие в 2018 году, на которых победил действовавший лидер Николас Мадуро. Часть населения Боливарской Республики выступила на его стороне.

Россия в этом споре поддержала Мадуро, США — Гуайдо. Мадуро привел страну к экономическому кризису — инфляция в Венесуэле с февраля 2018 года по февраль 2019-го составила 2295981% — и поддержка этого лидера наносит народу страны непоправимый ущерб, считают в США.

Штаты требуют от России признания Гуайдо президентом и угрожают санкциями, если РФ не подчинится. А 14 марта председатель объединенного комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд заявил, что Америка оставляет за собой право нанести превентивный ядерный удар.

Кремль признал эти санкции незаконными.

Токсичный актив

Одна российско-венесуэльская компания — «Еврофинанс Моснарбанк» (ЕМ) — 11 марта уже попала под санкции США. Америка обвинила банк в поддержке режима Мадуро. Акционеры ЕМ от России — ВТБ и «Газпромбанк», им принадлежит по 25% + 1 акция. Из-за американских санкций ЕМ теперь не может осуществлять операции в долларах, а Visa и МasterCard прекратили обслуживать карты банка.

ВТБ уже заявил, что намерен избавиться от токсичного актива, передав его Росимуществу. Возможно, этому примеру последует и «Газпромбанк».

Petrozamora же еще в конце 2018 года принесла «Газпромбанку» проблемы: в начале ноября бывший директор финансового планирования PDVSA Абрахам Эдгардо Отртега признал обвинения Минюста США в предоставлении преференций не названному российскому банку на сумму $1,2 млрд. Ортега получил взятку в $5 млн, подозрение пало на «Газпромбанк» и англо-французскую нефтяную компанию Perenco.

Минюст США так и не объявил, какие фирмы подозревает отмыванию денег, а «Газпромбанк» обвинения отрицает.

Спасутся не все

«Роснефти» — крупнейшему российскому инвестору в экономику Венесуэлы — уход из страны обойдется гораздо дороже, чем «Газпромбанку». По оценкам Reuters, с 2010 года «Роснефть» инвестировала в совместные с PDVSA проекты больше $9 млрд — и до сих пор не окупила $1,5 млрд из них.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь «Роснефти», назвал расчеты издания «дешевым враньем и бабьими сплетнями». В конце января Леонтьев заявлял, что «ничего особенного в Венесуэле не происходит» и инвестициям «Роснефти» ничего не грозит. Однако даже по оценке Минэкономразвития РФ инвестиции фирмы в экономику Боливарской Республики превышают $3,5 млрд, а долг PDVSA перед «Роснефтью» в начале 2019 года составлял $2,3 млрд.

Госсекретарь США Майкл Помпео уже заявил, что, продолжая закупать нефть у PDVSA, «Роснефть» бросает вызов американским санкциям — и Штаты не оставят такое поведение без ответа. В «Роснефти» пообещали оценить ущерб от заявлений Помпео и, если он окажется значительным, пригрозили американскому политику судом.