В середине марта Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) традиционно проводит неделю российского бизнеса. Накануне (также традиционно) проводятся социологические опросы на тему самочувствия инвесторов, особенно зарубежных.
С 2012 года этим, например, занимается международное коммуникационное агентство Fleishman-Hillard Vanguard совместно с РСПП. Главные вопросы исследования – оценка иностранными инвесторами состояния делового климата и указание барьеров, которые мешают предпринимательскому сообществу в России. Последний мартовский опрос (вопросы были заданы представителям более 100 компаний из списка Fortune 500) показал, что пессимистов стало намного больше, чем оптимистов. А основными препятствиями, стоящими перед экономическим развитием, названы коррупция и низкое качество госуправления. Итоги опроса иностранных инвесторов, к сожалению, не вызывают особого удивления. Сходные оценки дают и отечественные предприниматели.
Провальная динамика
Положительную оценку делового климата образца 2018 года дали лишь 10% опрошенных. Это более чем в три раза меньше, чем в 2017-м (33%). Тем самым можно предположить, что новых капиталовложений в российскую экономику можно ожидать от крайне незначительного числа потенциальных инвесторов. Сумма явно стремится к нулю.
Впрочем, доля инвесторов, не заметивших никаких изменений в предпринимательском климате, составила 40%. Но годом ранее их было все-таки немного больше – 45%.
Однако самым обескураживающим результатом опроса иностранных инвесторов оказалось то, что 50% из них негативно оценили российский бизнес-климат. В 2017-м – 22%. То есть количество разочаровавшихся в перспективах своего дела в России за год выросло более, чем в два раза.
Конечно, бывали и совсем тяжелые времена. Так, хуже всего российский деловой климат выглядел в глазах иностранцев в 2014 году – 82% опрошенных поставили неуд. Но пять лет назад экономическая ситуация действительно казалась тупиковой: нефтяные цены ушли в пике, были введены в действие первые западные санкции, и уже в четвертом квартале ВВП стал заметно падать.
Сейчас ВВП демонстрирует рост уже четвертый год подряд. Но все равно иностранные инвесторы в большинстве своем недовольны российским деловым климатом. Что видно не только по опросам, но и по данным ЦБ, согласно которым в прошлом году заметно сократились прямые иностранные капиталовложения.
Представитель коммуникационной компании Елена Фадеева считает, что ничего страшного в 2018 году не произошло: «Это (резкий рост отрицательных оценок в опросе – «ФГ»), скорее, коррекция завышенных ожиданий 2017 года, чем новый тренд. Полученные результаты по-прежнему лучше, чем в 2014 году».
Президент РСПП Александр Шохин согласен с таким подходом: «Иностранный бизнес занял более выжидательную позицию, несмотря на отсутствие значительных проблем».
Но вряд ли глава объединения крупного российского бизнеса на самом деле уверен в том, что никаких особых проблем у участников рынка не существует.
Что мешает иностранному бизнесу
Опрос Fleishman-Hillard Vanguard показал, что из-года в год иностранный бизнес испытывает проблемы из-за недостатка квалифицированных кадров. Это вообще глобальный вызов. Разворачивающаяся четвертая промышленная революция во всех странах, включая самые развитые, основана в том числе на радикальной смене профессиональных компетенций. Одни рабочие места стремительно сокращаются или вообще находятся на грани исчезновения, другие, наоборот, требуют все больше высококвалифицированных кадров. Встает вопрос: как, кому и к чему конкретно готовить будущую рабочую силу. На этом пути неизбежно будут возникать отраслевые перекосы и кадровый дефицит. В России эта проблема обостряется еще и потому, что в результате последнего кризиса, приведшего к падению валютного курса, и западных санкций количество квалифицированных экспатов резко сократилось, новых специалистов не предвидится, утечка национальных «мозгов» также вновь возросла.
Но участники опроса, к удивлению, на эту ситуацию реагируют довольно сдержанно. Так, в 2018 году ей были обеспокоены 40% опрошенных, в 2017 году значительно больше – 67%.
Как правило, бизнесмены выражают недовольство и налоговыми ставками, и фискальным администрированием. Налоги в России не так уж низкие, как это утверждают власти. Ставки, конечно, меньше чем в странах ОЭСР, но выше (с учетом страховых платежей довольно значительно – до 40% ВВП) по сравнению с развивающимися странами, к которым Россия фактически относится.
В прошлом году было принято решение об увеличении с 1 января этого ставки НДС на 2% – до 20%. Этот налог относится к особо болезненным для бизнеса, особенно в обрабатывающей сфере. Этот правительственный шаг вызвал в предпринимательском и экспертном сообществах, мягко говоря, недоумение. Повышать налоги в период выхода из рецессии – неожиданное ноу-хау. Но в правительстве объясняют столь непопулярную меру необходимостью аккумулирования дополнительных средств (до 600 млрд руб. в год) для реализации затратных национальных проектов. К тому же ФНС с каждым годом все жестче и эффективнее собирает фискальные платежи. Поэтому неудивительно, что не только последний, но и все прочие опросы предпринимателей демонстрируют их неприятие нынешней налоговой системой. В нашем случае 40% опрошенных против 20% в 2017-м считают налоговое администрирование тормозом для развития иностранного бизнеса в России.
Однако вышеперечисленные барьеры оказались не самыми опасными для бизнеса – антирекорд поставило качество госуправления. Пятая часть опрошенных указала именно на этот фактор как один из основных препятствий на пути улучшения делового климата: в 2017-м так считал лишь 1% – рост за год в 20 раз! Похожие результаты были опубликованы в прошлом году Институтом экономики роста им. Столыпина – неэффективное управление экономикой со стороны госорганов было названо одним из основных препятствий, сдерживающем экономический рост.
Иностранные инвесторы устали ждать коренного улучшения делового регулирования. Россия быстро продвигается в рейтинге Всемирного банка Doing Business особенно в разделах «регистрация собственности» и «регистрация предприятий». Но ВБ рекомендует «убрать барьеры на межведомственном уровне», стимулировать инновации и защищать интеллектуальную собственность, особенно в сфере регистрации патентов. Здесь заметных прорывов пока не замечено.
Ряд иностранных инвесторов также разочаровались и в ряде российских институтов развития. Так, Ford намерен закрыть два автосборочных завода, один из которых находится в особой экономической зоне в Алабуге. Конечно, главная обозначенная причина – сокращение продаж американских моделей в России. Однако большинством ОЭЗ не довольны ни в Счетной палате РФ, ни в Кремле. В этом году многие из них будут закрыты, так как не смогли привлечь на свою территорию существенное число инвесторов.
Коррупционная петля
Однако самое главное препятствие перед иностранным бизнесом в России, что и показало исследование Fleishman-Hillard Vanguard, – коррупция. Так считает 60% опрошенных, но таких могло быть и больше. Индекс восприятия коррупции от Transparency International дает России еще более низкие оценки – страна застряла во второй сотне самых коррумпированных государств, окруженная разного рода африканскими режимами. Правда, необходимо учесть, что этот индекс формируется на основе субъективных мнений опрашиваемых лиц, поэтому на самом деле с коррупцией у нас не все так плохо. Под следствием и судом находятся пять бывших губернаторов, министр Алексей Улюкаев уже отбывает срок, недавно арестован член Совета Федерации от Карачаево-Черкесии. Осуждены и целый ряд высокопоставленных силовиков. Но, видимо, этого недостаточно, чтобы сбросить коррупционную петлю.
Другие опросы показывают также весьма прискорбные результаты. Предприниматели, и прежде всего зарубежные, в последнее время опасаются прежде всего конкуренции с оппонентами, имеющих незаконную поддержку в силовых структурах. Многие уголовные преследования бизнеса, особенно тогда, когда дела заводятся по обстоятельствам, никак не касающихся государства и его активов, зачастую носят некий коррупционный оттенок. То есть уголовное дело, например, по самой распространенной экономической статье – 159-й «мошенничество» – открывается тогда, когда необходимо просто уничтожить конкурирующий бизнес.
О необходимости ликвидации этой сложившейся практики заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию (подробнее см. «ФГ» №№ 7–8). Однако пока уголовные дела предпринимателей, в том числе и иностранных, продолжаются. Хорошо известно дело Baring Vostok. Основатель и старший партнер компании Майкл Калви и пять его коллег арестованы по надуманному, как считает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, делу. 26 марта на заседании в Центре общественных процедур «Бизнес против коррупции» адвокат Анатолий Кучерена представит свое видение этого уголовного дела (см. «ФГ» № 8). Есть предположение, что независимое расследование покажет, что конфликт вокруг активов банка «Восточный» должен рассматриваться в арбитраже, а не в уголовном суде. Все общественные организации иностранного бизнеса просят выпустить Калви под домашний арест, но Следственный комитет и Басманный суд эти просьбы игнорируют.
Тут не до доверия российскому деловому климату, тем более, многие сходные дела, касающиеся и иностранных инвесторов, либо специалистов, работающих на зарубежные компании, тянутся последние ряд лет. Например, также под арестом находится член совета директоров американской компании Alion Energy Inc. Михаил Чучкевич. Его обвиняют в присвоении средств Российской венчурной компании, выделенных на частичную реализацию ряда инноваций в энергетической сфере. Иностранные партнеры финансовых претензий к компании не имеют, но следствие продолжается. ЦОП «Бизнес против коррупции» так же, как и Калви, взял Чучкевича под защиту, но вряд ли их удастся отстоять. Соответственно, деловому климату РФ будет нанесен еще один мощный удар.