Средний чек россиян за один поход в магазин в феврале, в сравнении с январем, вырос на 2,3%, или на 13 руб. и составил 573 руб. При этом, в сравнении с февралем 2018-го, чек увеличился всего на 0,5%, или на 3 руб.
Как указывается в исследовании холдинга «Ромир», этот показатель стал рекордным для февраля за всю историю наблюдений.
По мнению президент холдинга Андрея Милехина, рост мог быть с увеличением покупательской уверенности и потребительского спроса.
«Цены выросли прежде всего на товары быстрой оборачиваемости, то есть повседневного спроса», - приводятся его слова в обзоре холдинга.
Господин Милехин отметил, что темпы роста среднего чека ранее не превышали 1%.
Что удивляет – факт повышения ставки НДС «Ромир» упоминает, как нечто само собой разумеющееся.
► Россияне живут в убыток – тратят больше, чем зарабатывают
А ведь в начале марта в статистике расходов домохозяйств, опубликованной газетой «Коммерсант’Ъ», указывалось, что на приобретение товаров и услуг у наших соотечественников в первый месяц текущего года ушло 100,7% доходов. То есть получается, что в январе россияне установили своеобразный антирекорд: на еду и оплату коммуналки они потратили больше, чем заработали за месяц.
Если же оценивать в целом прошлогодний уровень трат на текущее потребление, то по оценке аналитиков, он был воистину «кризисным» - 76,9%. Чуть больше было лишь в 1998–1999 годах, когда доходы упали на четверть.
Согласно исследованию, превышение расходов над доходами произошло на фоне незначительного - на 0,1 процентного пункта, (п.п.), или 65 млрд руб., - ухудшения динамики доходов и зарплат в 2018 году. А в январе к этому добавились замедление годового роста реальной зарплаты до 0,2% - минимума с середины 2016 года, снижение реальных доходов на 1,3% и заметное падение их покупательной способности практически по всем категориям товаров. В то же время доля расходов на оплату обязательных платежей за год выросла на 0,6 п.п., составив в январе 2019-го 12,6%.
«Это произошло в результате как увеличения процентных платежей на фоне расширения потребительского кредитования, так и роста налоговых платежей в условиях повышения собираемости и налоговой базы», - говорится в аналитическом комментарии Центробанка.
И еще – что важно отметить: по данным регулятора, за IV квартал прошлого года индекс потребительского доверия россиян упал с 67 до 65 пунктов, вплотную подойдя к историческому минимуму 2016 года. На настроения россиян давят падение реальных доходов, неуверенность в рынке труда и инфляция. Бизнес отмечает снижение продаж и среднего чека, а потребителей больше всего волнует рост цен на еду.
Так что исследования холдинга «Ромир» и утверждения об «увеличении покупательской уверенности и потребительского спроса», можно воспринимать, скорее всего, как сладкую сказку на ночь…
Вот только живем-то мы не в сказке…