Найти тему
Александр Невеев

Как запомнить прочитанное?

Главное, что следует понять: читая, мы запоминаем не текст! Текст можно только выучить наизусть, как это делают актеры или дикторы. Читая, мы выявляем структуру - ключевые понятия и связи, существующие между ними. И вот запоминаем мы именно ее. Не конкретные предложения и абзацы, написанные автором текста, а структуру, которая за текстом стоит.

Выявление структуры, т.е. обнаружение ключевых элементов и связей между ними (в частности, причинно-следственных) - это основное предназначение нашего разума.

Разумеется, если автор текста сам не имеет в голове четкой структуры, найти ее в тексте будет сложно. Так что далеко не все тексты, которые вы не смогли запомнить, смог бы запомнить человек с "хорошей памятью".

Как выявить ключевые понятия? Ключевые понятия, как правило, выносятся в название текста (например, в заглавие книги), встречаются в заголовках и подзаголовках. К тому же ключевые понятия часто повторяются. Более того, если речь идет о прикладном, о научно-популярном тексте, автор сам будет подчеркивать, какие понятия являются ключевыми.

Хороший автор, используя понятия, соблюдает первый закон логики - использует одни и те же слова (термины) для обозначения одних и тех же понятий. Если автор недостаточно хорош, то вам придется составить небольшой список синонимов.

Конечно, чтобы выявить ключевые понятия, читать следует сосредоточенно и вдумчиво. Необходимо анализировать текст, делая паузы в чтении.

Как выявлять связи между понятиями? Прежде всего нужно понимать, какие связи бывают.

Простейшая для понимания связь - это классификация. Например, такая:

Понятия:

1. Ключевые.
2. Вспомогательные.
3. Вообще не важные.

Еще одна типичная связь - это бинарная оппозиция или дихотомия: понятный - непонятный, четкий - нечеткий, белый - черный и пр.

Часто встречаются и трихотомии, например, холодное - теплое - горячее.

Очень распространены различные "четверки" понятий, например, стороны цвета или времена года.

Многие "четверки" понятий являются по сути двумя бинарными оппозициями. Поэтому их можно представить в виде таблицы 2/2:

-2

Иерархия также является важнейшим видом связи понятий.

Пожалуй, самая распространенная связь - это связь причинно-следственная: А является причиной В. Умение выявлять структуру текста ведет к лучшему запоминанию текстов.

Функция - это типичный пример причинно-следственной связи: X является причиной Y, т.е. изменение X вызывает изменение Y:

Y = f(X)

Еще одна интересная связь - это корреляция. Она существует в двух формах:

  • положительная корреляция: чем больше А, тем больше В;
  • отрицательная корреляция: чем больше А, тем меньше В.

Имейте в виду, корреляция - это не причинно-следственная связь: А не является причиной изменения В, и В не является причиной изменения А.

Естественно, на наличие связи зачастую прямо указывает и сам автор текста.

Выявленные вами связи лучше всего фиксировать письменно - рисовать схемы. Такие схемы облегчат запоминание, поскольку их легко представить на "мысленном экране". К тому же, если текст требует последовательного восприятия, то схема задействует одновременное восприятие: вы видите всю картину сразу.

Существуют наиболее удобные способы изображения для каждой связи.

Так, бинарную оппозицию удобно изображать с помощью тире, вот такого знака <->, или аббревиатуры vs, классификацию - с помощью нумерованного списка, а иерархию - в виде пирамиды.

Очень помогают прояснить и запомнить связь понятий круги Эйлера. Вот, как они применены в шуточной "Памятке для заказчика", широко распространенной в Интернете:

-3

Помимо рисования схем запоминать связи понятий помогают и аналогии. Например, если классификация, приведенная автором текста, похожа на классификацию, которая вам хорошо известна, то первую вам будет легче запомнить. Поэтому обязательно соотносите каждый новый текст с тем, что вы уже знаете.

Итак, научитесь выявлять стоящую за текстом структуру, фиксируйте ее на бумаге, соотносите с уже знакомыми вам структурами и постепенно вы будете запоминать тексты все лучше и лучше.