На рынке услуг аквапарков пока наблюдается недостаток предложения
По развитию инфраструктуры аквапарков Северо-Кавказский федеральный округ значительно отстает от других регионов РФ — на один аквапарк здесь приходится в 3,5 раза больше жителей, чем в среднем по России. Поэтому развлекательные комплексы, предлагающие активный отдых на воде, имеющие современные аттракционы и обеспечивающие высокий уровень сервиса будут пользоваться спросом даже в условиях падения платежеспособного спроса со стороны населения.
Аквапарки традиционно считаются местом семейного отдыха, укрепления здоровья и развлечений. Основные целевые группы потребителей услуг таких комплексов — семьи с детьми, семейные пары без детей в возрасте до 35 лет и молодежь от 18 до 27 лет. Выделить преобладание какой-либо из этих категорий над другими практически невозможно, такое случается только в определенные периоды времени, например, во время школьных каникул. Поэтому пакет услуг в аквапарках разработан таким образом, чтобы удовлетворить ожидания всех групп.
При выборе места отдыха потенциальные посетители руководствуются следующими требованиями:
- разнообразие развлекательной инфраструктуры;
- безопасность и гигиена;
- качественный сервис;
- удобное местоположение;
- доступная цена;
- учет национальных традиций (особенно актуально среди посетителей-мусульман).
В 2017 г. в СКФО было отмечено довольно серьезное снижение спроса на услуги аквапарков. По некоторым объектам сокращение посещаемости составило 30%. Основной причиной этого явления было продолжающееся падение доходов значительной части населения. Кроме того, в сезонах 2017 и 2018 годов практически все аквапарки повысили цены, поэтому их услуги стали еще менее доступными; свою роль сыграло и увеличение доли выездного туризма в Турцию, Египет и Абхазию.
В целом посетители аквапарков стали гораздо более взыскательными, они требуют такого же уровня чистоты и качества обслуживания, как и на зарубежных курортах. Поэтому для выживания в условиях конкурентной борьбы и уменьшения потока клиентов аквапарки вынуждены совершенствовать сервис, строить новые водные аттракционы и внедрять программы лояльности, рассчитанные на разные социальные группы, например, людей пенсионного возраста, стимулируя их рассматривать аквапарки как одно из мест проведения досуга с внуками.
На территории СКФО имеются как закрытые, так и открытые комплексы, расположенные вблизи естественных водоемов. Открытые аквапарки работают только несколько месяцев в году, в теплый период, закрытые обслуживают отдыхающих круглый год. И в том и в другом случае поток посетителей имеет ярко выраженную неравномерность: первую половину недели аквапарки стоят практически пустые, заполняться они начинают в пятницу вечером, а в выходные и праздники заполненность может достигать 90–100%. В связи с этим многие аквапарки вводят дифференцированные цены на входные билеты в зависимости от дня недели и времени суток.
По данным "MegaResearch" самый крупный аквапарк Северо-Кавказского федерального округа по объему выручки отстает от аналогичного заведения в расположенном рядом Краснодарском крае почти в 500 раз. Столь значительная разница объясняется несопоставимыми объемами туристического потока, направляющегося в Сочи и на Кавказ. Однако СКФО имеет хороший потенциал и при наличии современной инфраструктуры может сильно поднять привлекательность своих курортов. Вслед за этим вырастет и объем услуг аквапарков в этом регионе.