Сегодня много говорят о том, что родители слишком заняты на работе и не могут уделять достаточно времени и внимания своим детям, а бабушки и дедушки не хотят перекладывать обязанности на свои плечи, предпочитая жить «для себя». Эти темы стали буквально притчей во языцех и поднимаются в огромном количестве блогов, но с разными акцентами. Одни авторы считают такое положение вещей правильным, другие – осуждают. Но во всех ли семьях дела обстоят именно так? И как раньше старшее поколение подходило к процессу воспитания своих потомков?
О том, кто в разные десятилетия занимался с детьми – родители или бабушки и дедушки – нужно говорить с человеком, который сам уже прошёл все периоды и имеет разный опыт. Автор книги «Одна жизнь», рассказывающей о нескольких поколениях, живших в селе Зуевка, Иван Яковлевич Меженин (Пётр Межин), охотно вспоминает детство и отношения со своими бабушками и дедушками, складывающиеся в середине прошлого века:
«С моим воспитанием, как и моих братьев, сестёр со стороны дедушек получился полный пробел (частично этот период времени их жизни мною был описан в книге «Одна жизнь»). А получилось так: мой дедушка по линии отца, Пётр Павлович Меженин, работая писарем у местного управляющего делами, крупного владельца пахотных земель в революционные годы, вместе с хозяином попал под репрессии новых властей. Поэтому им пришлось тайно покинуть родные места. Вот почему я его знаю только по рассказам его сына, моего дяди Георгия Петровича, который потом навещал отца.
А второй дедушка по линии матери, Иванов Иван Дементьевич, мою родную Зуевку вынужденно и на время тоже покидал в известные годы страшного голода Среднего Поволжья. Он в Омской области по найму работал, как бы спасая семью. А вышло так, что остался там с другой женщиной жить навсегда.
То есть, по линии дедушек воспитательного влияния в адрес внуков не было вообще. А со стороны бабушек мы всё и сполна получали: любовь, заботу, личный пример в поведении, в труде, в честном и справедливом образе жизни».
Вспомнив детство, Иван Яковлевич переходит к следующему важному периоду своей биографии и с удовольствием говорит уже о собственных внуках и о том, что он лично считал значимым в воспитательном процессе, какие принципы старался привить своим мальчишкам и каким развлечениям они любили предаваться вместе:
«И я своим внукам (двоим Антонам) смог от себя передать так же и то же самое, что я и моя Раиса Васильевна взяли от своих бабушек. То есть то, что мы сами умели делать, те же навыки и способности, которые сами любили. И ещё любовь прививали. На сенокос Антоны с нами ездили, сено вместе с нами косили, сушили, копнили, потом с лугов в свой кормовик скоту собственному её перевозили. Сначала на лошадке её доставляли, впряжённой в рыдван, а потом у нас появился свой мотоцикл, своя машина. И сено с лугов мы с помощью внуков на этой технике доставляли.
Рыбачить я любил, зимой – охотничать на зайцев, на лис ходил. А когда моим Антонам было лет около восьми и больше, этими увлечениями и они стали заниматься, под моим контролем и присмотром. А при общих делах, контактах, общении, общие разговоры появляются, обмен мнениями, мыслями. Ты начинаешь их понимать, узнавать, чем они живут, чем озабочены, какие у них планы, проблемы. Вникают при общении, при посещении, при делах общих и они в жизнь нашу. Получается общий итог участия их в нашей жизни, а мы участвуем в их жизни».
В чём же главная разница между тем, как было заведено раньше, и тем, как есть сейчас? И есть ли эта разница на самом деле или является лишь плодом богатого воображения современников?
«Разница большая, – считает Иван Яковлевич, – не как мы со своими стариками жили. Мы тогда пребывали почти вместе, или жили рядом, часто виделись, много контактировали. А теперь наши сыновья, внуки, правнуки живут в городе Самаре, на расстоянии, за сто километров. Они работают. И частого общения не получается.
Хорошо это для них, для нас? Вопрос полемический. Тема для размышления философам. Одно скажу: старики в сёлах не брошены. В этом заслуга большая нового времени, годов девяностых. Появились для пожилых людей социальные службы».
Из этого рассказа видно, что меняются времена и нравы, но ещё сильнее меняются ситуации, в которых существуют разные поколения. А это значит, нельзя под единым углом зрения рассматривать то, что было, и то, что стало. Лишь одно всегда незыблемо – роль старших в жизни младших неоспорима и велика. Именно от родителей, бабушек и дедушек, будет зависеть, какими людьми вырастут сегодняшние мальчишки и девчонки. А сколько фактического времени нужно, чтобы заложить в их души основы морали и правильного поведения в обществе, на каком расстоянии друг от друга лучше находиться в процессе – это уже зависит от методов воспитания и, конечно, от характеров членов каждой конкретной семьи.
Книга «Одна жизнь» поможет пролить свет на связи между поколениями и вызовет интерес к исследованию своих корней и истории своего края. Спрашивайте произведения Ивана Яковлевича Меженина (Петра Межина) можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Планета книг».