Начало 1944 года ознаменовалось Советскими наступлениями под Ленинградом и на Украине, высадкой союзников в Анцио (Италия) и широкомасштабным воздушным наступлением американцев против Германской промышленности.
Новостью для немцев стало то, что армады бомбардировщиков теперь сопровождались дальним авиационным прикрытием (истребители Мустанг). В результате люфтваффе потерпели поражение, а немецкая промышленность (прежде всего нефтяная) была сильно разрушена.
Немцы же ответили операцией Козерог – ночным налётами на Лондон.
В общем ситуация была следующей. На западе союзники захватили превосходство в воздухе и вытеснили немецкие подлодки из океана. И по всем признакам готовили на лето десантную операцию во Франции.
На Востоке советские войска продолжали непрерывные удары, которые немцам не удавалось парировать из-за недостатка сил.
Операция Козерог – безуспешные налёты возмездия на Лондон
При данном раскладе вопросы прежде всего вызывает немецкая операция на Лондон, которая, несмотря на частичные успехи, стратегического смысла не имела. Ведь основные поставки велись из-за океана.
На Западе немцам явно требовались свежие идеи.
Зато на Востоке применение собранной воздушной мощи (до 500 бомбардировщиков) могло стать много более эффективным.
Во-первых, более слабое противодействие (а на огромной территории его и невозможно сделать по всюду сильным).
Во-вторых, надо было противодействовать Советскому наступлению, например, нанося удара по узлам коммуникаций.
В третьих, всё ещё имелся шанс наносить удары по Советской промышленной и энергетической системам, например, с помощью He-177.
Результатом могли стать более скромные успехи Красной армии. И что важно, воздушные удары могли вскрыть подготовку Советского наступления в Белоруссии.
Борьба за превосходство в воздухе – ставка на ударные средства
А что же на Западе?
На западе немцам нужно было как-то противодействовать авиационной мощи союзников и нарушать линии снабжения в Атлантике и Ла-Манше.
В качестве авиационного ответа Гитлер сделал ставку на реактивные бомбардировщики и наступательные ракеты. Это себя не оправдало.
Хотя Ar-234, создававшийся как бомбардировщик, вполне себя оправдал (но был выпущен в количестве меньшем 300 шт), а вот попытка использовать истребитель Ме-262 в качестве бомбардировщика провалилась.
Первое истребительное соединение на Ме-262 пошло в бой в октябре 1944 (команда Новотны). И пыталось противодействовать бомбардировкам союзников на Западе Германии.
Не будь бомбардировочного эксперимента, могло это случиться и на пару месяцев раньше.
Однако вызывает вопрос тактика применения Ме-262. Да, нужно было бороться с бомбардировками. Но на первом этапе следовало набрать опыт, действуя там, где это может принести успех с большей вероятностью.
И такой сферой является противодействие скоростным разведчикам Москито где-нибудь в центральных районах Германии. Собственно, Ме 262 являлся единственным самолётом, который мог эти Москито достать.
А вот для борьбы с ночными Москитами требовалась двухместная модификация Ме-262 (для установки радиолокационной аппаратуры).
Теперь о применении наступательных ракет. Возможно, более эффективным оказались бы ракеты земля-воздух. И это история более раннего планирования.
Кригсмарине остался ни с чем
Полным провалом оказалось и противодействие десантной операции в Нормандии на море.
Подводных лодок, оборудованных шнорхелем, оказалось слишком мало.
Лишь в августе стали поступать первые мини-субмарины Бибер, но их действия оказались безуспешными.
Не были использованы в боях и подлодки серии II-д, которые специально создавались для действий в прибрежных водах (хотя более 10-ка из них использовались немцами в качестве учебных на Балтике).
Неготовность немецкого ВМФ в целом не носила предопределённого характера. И уже с мая 1943 года можно было сделать выводы, что снова предстоят бои в прибрежных водах и заранее к ним подготовиться.
Так и не вступили в строй подлодки новых серий (лодки Вальтера на водородном топливе). Было построено лишь несколько опытных штук. В результате на их базе были разработаны дизель-электрические лодки. Но это уже история 1945 года.
Таким образом провал немецкого флота стал результатом неверных решений годом раньше.
Резюме
В целом на тактическом уровне в 1944 году у немцев было не так много возможностей для верных решений. Основная масса ошибок было допущена ранее на этапе стратегического планирования.
Смотрите также:
Могла ли Германия развернуть ход войны в свою пользу в 1943 году