Найти тему
Георгий РАВАЮН

Кем были "ВАРЯГИ" по имени "РУСЬ"? Вся правда о Рюрике

В этих краях появились первые русские города... Фото: https://avatars.mds.yandex.net
В этих краях появились первые русские города... Фото: https://avatars.mds.yandex.net

Обозревая исторические аспекты фильма "Викинг", мы сделали намёк на то, что "ВИКИНГ" и "ВАРЯГ" это разные понятия:

https://zen.yandex.ru/media/id/5c1a3d1e863c0600ac86b0db/film-viking-plevok-v-dushu-slavian-5c83737f66134c00b3f56339

Как известно, основными письменными источниками по истории Руси являются ле́тописи — исторические документы, представляющие собой погодовую («в лѣто …») и достаточно подробную запись исторических событий на Руси. Также в качестве источников могут выступать аналоги иностранного происхождения: византийские хроники, европейские анналы, другие документы исторического характера, составленные или написанные современниками и (или) очевидцами (свидетелями) описываемых событий. Поэтому нельзя пренебрегать ни одной из летописей отечественного или зарубежного происхождения.

Без летописей и других документальных описаний мы не можем
даже знать, что же происходило в Древней Руси на самом деле...

Русские летописи дошли до наших дней в формате так называемых списков, под которыми подразумевается переписывания («списания») с других, более ранних, источников, то есть с собственно летописей. Летописные списки по месту составления или по месту изображаемых событий делятся на киевские, новгородские, псковские. Также списки летописей различаются по времени "списания". Наиболее древними "киевскими" списками считаются: Лаврентьевская летопись XIV века (по имени суздальского монаха Лаврентия) и Ипатьевская летопись XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой). Однако обе эти "летописи" (то есть списки) составлены на основе более древнего источника (свода), написанного в начале XII века. Свод этот является первой киевской летописью и известен под названием "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ". Скорее всего, именно Лаврентьевская летопись содержит самый ранний список «Повести временных лет" и имеет самую достоверную приписку:

«Игумен Селивестр св. Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при кн. Володимире, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игумянящю у св. Михаила, в 6624, индикта 9 лета (1116)».

Таким образом становится ясно, что в начале XII века Селивестер, игумен Михайловского Выдубецкого монастыряя в Киеве, был составителем первого летописного свода. Свод этот отличается особым заглавием:

«се повести временных лет, откуда пошла есть Русская земля, кто первое в Киеве нача княжити и откуда Русская земля стала есть».

Оригинал летописи, дошедшей до наших дней. Фото из сайта: http://pochemuha.ru
Оригинал летописи, дошедшей до наших дней. Фото из сайта: http://pochemuha.ru

Лично я доверяю Лаврентьевской летописи. Ипатьевской летописи я не доверяю по причине того, что его "обнаружил" Николай Карамзин (считаю, что эта редакция, как и его "труд", являются придуманными. Так называемому Несторовскому (Хлебниковскому) списку XVI века я тем более не доверяю сразу по трем причинам: во-первых, составлен под руководством митрополита Петра Могилы, который в свое время был "избран" архимандритом Киево-Печерской лавры и прямо подчинялся не митрополиту Киевскому, а сразу патриарху Константинопольскому и носил титул «великого архимандрита», а затем стал митрополитом, отстранив реального преемника Исайя Копинского, а в 1632 году почему-то был представителем части киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV; во-вторых, первое печатное издание "Несторовской летописи" было опубликовано на немецком языке Августом Шлёцером, «немецким историком на царской службе», позвал которого в Россию не безызвестный нам Ге́рхард Ми́ллер, главный автор «норманской теории» возникновения русской государственности; в XIX веке список был переведён на русский язык Языковым; в-третьих, часть листов была утрачена, другие листы перепутаны, и XVII веке взамен 7 исчезнувших листов были вставлены новые.

Забегая вперёд, скажем, что "Повесть временных лет" доказывает несостоятельность так называемой "норманнской теории".

В 1747 году Герхард Миллер принял русское подданство и стал Фёдором Ивановичем. В том же году он был назначен историографом Российского государства. В 1749 году Миллер выступил на торжественном заседании Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге с речью «Происхождение народа и имени российского». Некоторые из академиков (в том числе Ломоносов) нашли эту речь «предосудительной России» и обвинили Миллера в том, что «с какой неосторожностью употребил экспрессию, что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». В своей речи Миллер представил теорию скандинавского происхождения варягов-основателей русского государства. К слову сказать, речь, уже напечатанная, была уничтожена, но появилась, как пишет Википедия, в 1768 году в «Allgemeine historische Bibliothek» под заглавием: «Origines gentis et nominis Russorum».

Нечего и говорить, но "норманнская теория" всегда задевала и
будет задевать национальные чувства россиян, ибо она "объясняет" возникновение российского государства "лишь благодаря" пришлым варягам-норманнам, а также содержит идею о скандинавском происхождении названия «Русь».

Давайте просто сопоставим отрывки текста Летописи и их смысл.

Летопись говорит о том, что в 862 году в целях прекращения междоусобиц 4 племени: кривичи (славяне), словене (славяне), весь (финно-угоры), чудь (финно-угоры) "призвали" варягов-русь на княжение на их земле:

И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти.

Промежуточный вывод № 1: русь есть варяжское племя.

Промежуточный вывод № 2: русь не есть шведы, норманны и англы.

Промежуточный вывод № 3: "норманнская теория" несостоятельна.

Промежуточный вывод № 4: государственное образование Русь названо по имени варяжского племени русь.

Однако во вступительной части Повести временных лет приводится перечень известных летописцу народов:

«Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского... Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие.»

Ляхи это поляки. Пруссы это коренное население Калининградской области. Чудь это коренное население Ленинградской области. Варягами на Руси называли выходцев из Скандинавии (торговцев либо воинов). Шведы назывались свионы. Норманны это норвежцы. Готы это голландцы.

Промежуточный вывод № 5: варяги это не шведы и норманны.

Промежуточный вывод № 6: русь это не варяги.

Промежуточный вывод № 7: русь это не славяне.

Главным инициатором призвания руси на княжение были словене — крупное славянское племя, которое проживало в бассейне озера Ильмень и реки Молога. Возможно, словене переселились в Приильменье в начале VII века из района между Вислой и Одрой. Археологи доказали, что не позднее VII словенами было основано Селище Прость — крупное (примерно 10 га) неукреплённое поселение (еще не город), которое, скорее всего, было центром ильменских словен . Не позднее начала VIII века был основан Великоград, столица словен. Возможно, в 770-е годы словене основали ремесленное поселение в Старой Ладоге, где производили стеклянные бусы, использовавшиеся для торговли с финскими племенами вплоть до середины IX века. Не позднее начала IX веках вблизи истока Волхова возникло укреплённое Городище, названное впоследствии Рюриково, служившее загородной резиденцией князей. В первой половине IX века словенский князь Буривой воевал с варягами и проиграл им решающую битву. После поражения варяги обложили словен данью. Затем на словенской земле княжил Гостомысл, сын Буривоя, который изгнал варягов. Возможно, при Гостомысле и был построен Великий Новгород (новый город на месте Великограда). По легенде, именно Гостомысл, потеряв при жизни своих сыновей, решил призвать на княжение своих племянников, сыновей своей дочери Умилы, которая была выдана за представителя племени русь, которые были близки по нравам и обычаям самим словенам, иначе Гостомысл не отдал бы за них свою дочь, а факт породнения с ними говорит о его симпатиях к этому племени. Во второй половине IX века в Южном Приильменье был основан город Руса (позднее название Старая Русса), возраст культурного слоя которого также доказан археологами. Город был назван по имени реки Руса (позднее название Порусья), а имя реки Руса осталось от "ранее тут проживавших" балтийских племён.

Знаменитый "Путь из варягов в греки". Рисунок из сайта: https://lavanda.life
Знаменитый "Путь из варягов в греки". Рисунок из сайта: https://lavanda.life

Промежуточный вывод № 8: русы есть балтийское племя.

Промежуточный вывод № 9: уже до прихода русов у словен было своё государственное образование, у которого был свой князь, своя столица, свои ремесленники, а также опыт внешних отношений: войн с варягами, торговли с финнами, дипломатии (создание союза соседних племен).

Таким образом, союз двух славянских и двух финно-угорских племён принял политическое решение объединиться в одно централизованное государство, а во избежание дележа власти назначить приглашённого князя (по представлению словен, имеющего на это право по принципу родственной связи с умирающим князем Гостомыслом через его дочь).

Государство было названо РУСЬ по имени племени-рода мужа Умилы и его сыновей: старшего Рюрика, среднего Синеуса, младшего Тривора. Сценарий создания первого централизованного государства славян на территории современной России мог быть таким, что вышеуказанные четыре племени объединились под началом словен и назвали государство "Кривословения" (кривичи+словене), или "Чудославия" (чудь+словене)... Но, во имя преодоления междоусобиц, дипломаты этих племен назвали его по имени пятого племени, откуда был призван на княжение Рюрик, сын Умилы и Годслава (Годлиба), которое называлось РУСЬ. Рюрик (Рёрик, Рарик, Рурик, Рерик) есть имя праславянское (Рарог) и означает СОКОЛ. Так в некоторых семьях полабские (то есть балтийские) славяне называли старших сыновей (у русских есть выражение "сокол мой ненаглядный"). Сокол на Руси есть олицетворение благородности и бесстрашия (для сравнения: у норманнов и вслед за ними у викингов на военном знамени изображался ворон, сидящий на плече у Одина, главного скандинавского бога). Сокол очень напоминает истребитель с его свойством пикировать жертву на большой скорости (говорят, скорость птицы при пикировании развивается до 300 метров в секунду).

На червонных щитах дружинников Святослава Игоревича изображался пикирующий сокол
На червонных щитах дружинников Святослава Игоревича изображался пикирующий сокол

Русь есть народ-племя, которое очень уважал Гостомысл, а также земля, которая имела авторитет перед варягами (не путать ни со скандинавами, ни викингами, варяги есть наемные воины разных этносов, своего рода "Морская пехота Балтийского флота" своего времени. Скорее всего, из самих русов было много знаменитых и авторитетных варягов, в том числе Рюрик. Позже варяги составляли императорскую гвардию Византии.

В составе варяжской дружины могли быть и славяне, и викинги. Арт: https://i.sunhome.ru
В составе варяжской дружины могли быть и славяне, и викинги. Арт: https://i.sunhome.ru

Но почему политическое событие называется "призвание варягов"?

Потому что в 862 году с Рюриком в город Ладога (построен словенами примерно в 770 году на месте скандинавского судостроительного городища) из варяжского побережья через реку Волхов на лодьях типа "море-река") прибыло огромное количество варягов-дружинников, нанятых Рюриком уже на государственную военную службу. Скорее всего, он нанял на службу верных ему варягов, одних из самых опытных воинов своего времени, среди которых были и славяне, и норманы, и викинги, оставившие пиратскую деятельность и нанявшиеся на воинскую службу. Наиболее заслуженные варяги, то есть дружинники (друзие, "соратники", верные воины), были назначены Рюриком на различные государственные должности: Аскольд и Дир, к примеру, были назначены в Киев. Видимо, позднее государственные посты (должности от государя) получили и сами представители словен, кривичей, чуди, веси, в том числе в качестве правителей (посадских) городов, а в числе первых обязанностей была организация внешней защиты и порядка в городах.

Алексей Кившенко. "Призвание князя". Картинка: http://www.artsait.ru
Алексей Кившенко. "Призвание князя". Картинка: http://www.artsait.ru

А кто такой легендарный Олег Вещий?

Скорее всего, Олег (Хельг) есть брат Ефанды, дочери «урманского» (норманнского, то есть норвежского) князя, котрая родила Рюрику сына Ингоря (Игоря Рюриковича). После смерти Рюрика, предположительно, в 879 году, Олег стал регентом малолетнего князя Игоря. Википедия называет его «князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года», а в «Повести временных лет» приводится его прозвище «Вещий» (то есть предвидящий будущее). Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег захватил Киев, объявил его главным городом среди русских городов и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян – Новгород и Киев. Поэтому, на наш взгляд, именно Олег, а не Рюрик, должен рассматривается как основатель первого централизованного древнерусского государства «Киевская Русь» (название условное, в своë время его никто так не называл, это исторический термин). На практике были такие названия нашему первому государству: «Русия» (латинский вариант), «Гардарика» (скандинавский вариант), «Земли руссов» (хазаро-половецкий вариант). Олегу же отводится роль победы над Византией, в результате чего он добился более выгодных условий для русских купцов.

Олег Вещий. Арт: http://itd1.mycdn.me
Олег Вещий. Арт: http://itd1.mycdn.me

Почему возникли "норманнская" и "варяжская" версии?

Вы слышали фразу: "Прав тот, у кого больше прав"?

Историю пишут особо "одарённые" династии "власть имущих". К примеру, Ивану Грозному (Ивану Васильевичу Рюрикову) приписывают такие слова: "Я не русский, предки мои германцы". То есть Рюрик есть рус, а его люди стали называться русичи, а Иван Грозный типа не русский, то есть не из Рюриковичей. Понимаете, как чревато бросаться словами? Вот так и с самого начала, до конца не разобравшись, летописцы написали, что Рюрик из варягов, тех варягов, которых зовут русь. Интересно, а как звали тогда других варягов, которые типа не русь? Их много было, варягов то есть. И никак по-другому их не называли: просто варяги. Здесь речь о том, что сами русы, которых призвали, называли себя варягами, а почему, написано чуть ниже в нашей статье.

В начале 17 века шведский дипломат Петрей де Ерлезунда попытался развить мысль о скандинавском происхождении варягов. У этого шведского патриота в 1615 году вышла книга «Regin Muschowitici Sciographia» (1615). Эту идею в 1671 году поддержал шведский историк Юхан Видекинд в книге «Thet svenska i Ryssland tijo åhrs krijgs historie». "Добили" внедрение "норманнской теории" уже в 18 веке, уже в России, "российские" историки немецкого происхождения: Готлиб Байер, Герхард Миллер, Август Шлёцер. Против "норманнской теории" выступал Михаил Ломоносов. В частности, он утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (по его мнению, этим и было обусловлено его приглашение на княжение). Один из первых именно русских историков, Василий Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но, по его мнению, "варяг" Рюрик происходил от норманнского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла. "Норманнскую" версию принял русский историк Николай Карамзин. "Антинорманнским" оказался труд Степана Гедеонова «Варяги и Русь» (1876). Гедеонов пришёл к выводу, что варяги западнославянского происхождения, а русь — это балтийские славяне — ободриты. Как говорят, сколько людей — столько мнений.

Арт: https://pp.userapi.com
Арт: https://pp.userapi.com

Какова наша версия?

РЮРИК есть выходец из полабско-славянского племени Русь, возможно, сын вождя русов, авторитетный варяг, имевший свою дружину, законный наследник трона словенского князя Гостомысла. Рюрик по линии отца является русом, а по линии матери на 50 % словеном. Племя Русь есть не норманский (норвежский, шведский, датский) и даже не варяжский народ (варяги сами по себе не этнос, а наёмные воины-мореходцы). Однако норвежская кровь присутствует у сына Рюрика — Игоря (по линии матери-норвежки) и у Олега Вещего. Позже Игорь Рюрикович (русо-словено-норвежец) женился на Ольге, кривичанке или словенке из-под Пскова, и их сын Святослав остался "норвежцем" только на 25 % по линии своей бабушки. Вот и весь сказ.