Не ожидал, что получится заголовок-каламбур, но он верен в обоих смыслах, ниже об этом:
8 марта РБК написал о том, что Государственному пенсионному фонду Норвегии рекомендовано продать пакет акций более 100 компаний нефтегазового сектора. Список опубликован на сайте правительства Норвегии.
Открываю список: под третьим номером Anadarko Petroleum Corp, эта независимая нефтяная компания есть в моём "личном пенсионном фонде" (как я его иронично называю). В пятницу акции потеряли в цене почти 3%.
-3% - не проблема, правда. Вот -35% за пол-года - это проблема. И теперь я понимаю, в чём была моя фундаментальная ошибка. Нельзя оценивать только компанию, только на отрасль и пр. Нужно понимать кто уже инвестирует в эту компанию, кто они - держатели акций компании N, к которым ты хочет присоединиться?
В январе 2018 года я сделал видео про нефтяные компании, которые рассматривал для инвестиций. Действительно, акции многих из них отлично расли до июня 2018 года, опережая многие крупные компании. К примеру, ConocoPhillips и Anadarko (они тогда были у меня в портфеле) выросли на 20-25%. В то время, как Роснефть прибавила 15%, а цена акций Chevron вообще не изменилась. Ситуация начала меняться. Я не говорю об изменении цен на нефть, есть более глобальные перемены: держатели акций смотрят в будущее, и ВИЭ (возобновляемые источники энергии) - это будущее.
Мне теперь есть над чем задуматься. Но я не специалист в теме ВИЭ и экологии, поэтому расскажу о другом - о том самом фонде Норвегии. Если внимательно ознакомиться со статьёй РБК, видно важное - как размещаются средства суверенного фонда Норвегии и как принимаются решения, связанные с инвестированием. Это важная тема для нас, россиян, ведь у нас есть свой суверенный фонд, который управляется непрозрачно и очень плохо работает на будущие поколения россиян. Я говорю о Фонде национального благосостояния (ФНБ).
Норвежский фонд создан в 1990 году, спустя 20 лет после того, как в Норвегии открыли нефтяные месторождения. Фонд выходит из нефти, да. Средства фонда на 100% вложены в иностранные активы, из них в акции около 60%. Активы фонда оцениваются почти в триллион долларов США. К мнению такого инвестора сложно не прислушиваться :)
Важно: средства фонда, формирующегося от нефти инвестируются в нефтегазовые активы лишь на 6%. Более того, если экономика Норвегии зависит от нефти, то инвестировать средства фонда в отечественные активы так же ошибочно. Смысл фонда - уйти от рисков, связанных с колебаниями цен на нефть. Фонд с этим отлично справляется.
Вы можете всегда зайти на сайт МинФина и узнать подробности о нашем ФНБ, эту ему я подробно раскрыл в посте Фонд, который не работал на наши пенсии. Спойлер: наш фонд управляется намного хуже. Хотя бы вот почему: Если из норвежского фонда изымаются только средства, которые зарабатывает фонд, то из ФНБ правительство РФ в разное время забирало и основную часть средств и доходы.
Помещенко Николай 09.03.2019
мой канал «Мир в экономике» в телеграмм: https://t.me/Pomeschenko
и плейлист на youtube, буду рад обратной связи :-)