Картины художника Фирса Журавлёва – это окна в позабытую, ушедшую в прошлое жизнь, в которой обычным был брак между юной красавицей и стариком, дети просили милостыню, а купечество в своем разгуле не признавало ни берегов, ни рамок. В русской живописи сложно найти более «говорящие» полотна, которые бы так полно и детально показывали существующий в то время уклад и обычаи.
Будущий художник родился в сто шестьдесят четыре года назад в мещанской семье. Его отец был неплохим портным и рассчитывал, что сын унаследует и продолжит его дело. Однако юноша выбрал свой путь и, несмотря на родительский гнев, отправился из родного Саратова в далекий Санкт-Петербург, в Академию художеств.
Бесспорный талант будущего живописца не остался без внимания, за время учебы Фирс получил несколько наград, а в 1863 году достаточно неожиданно примкнул к знаменитому «бунту четырнадцати», отказавшись писать выпускную работу на утвержденную академией тему. Некоторое время молодые и талантливые бунтовщики жили коммуной, но постепенно обзавелись семьями, не оставив, однако, идеи о том, что искусство должно показывать реальную жизнь, а не мифических героев.
Полотна Журавлёва во многом драматичны, их сложно забыть. Картины «Перед венцом», «После свадебной церемонии», «Возвращение с бала» рассказывают о женской доле в браке с нелюбимым.
Даже простые работницы на картинах «Кухарка» и «Трубочист» выглядят счастливее блистательных красавиц.
Интересно, что работы Журавлёва перекликаются с произведениями других жанров. Невозможно не связать картину «Купеческие поминки» и пьесы Островского с его самодурами-купцами. Те, кто лучше знаком с русской литературой, вероятно, вспомнят и Мельникова-Печерского. Картина «Жена-модница» открывает нам окно в жизнь уставшего интеллигента, чья очаровательно-кокетливая жена хочет блистать, а не задумываться о жизни. И немедленно вспоминаются некрасовские строки «Белый день занялся над столицей…».
Можно долго изучать исторические документы, проникаясь духом времени, а можно посмотреть работы Журавлёва «Мачеха», «Знахарка», «Пряха».
И вы мгновенно окунаетесь в старину, которая была не похожа на палехскую шкатулку, а полнилась тяжким трудом, усталостью и постоянной борьбой за выживание. Заметим, что жизнь мужчин была не легче. Взгляните на работы «Чиновник», «Приезд извозчика домой», «Гармонист».
В реалистических работах Фирса Журавлева вы не найдете беззаботной легкости импрессионистов, величественности академизма, болезненной красоты декаданса. В его полотнах живет сама жизнь, с бедами и радостями, надеждами и разочарованиями. Если вы хотите знать, как действительно жили русские люди, найдите картины Журавлева.
В последнее десятилетие жизни Фирс Сергеевич практически ничего не писал. Он потерял интерес к некогда любимому преподаванию, его не радовали выставки и заказы на росписи храмов в различных городах. Умер художник, достигнув шестидесяти пяти лет.
Автор: Лёля Городная