Начнём с того, что роман Эриха Марии Ремарка Drei Kameraden был начат в 1932 году и впервые опубликован в 1936 году. Только в 1958 году роман был переведён на русский язык. У Ремарка есть другая книга с очень схожим сюжетом — "Жизнь взаймы" или Geborgtes Leben, написанная в 1959 году. Путать два практически одинаковых романа не нужно. Это не проблемы перевода, это именно две разные книги.
По отзывам многие хвалят именно "Жизнь взаймы", а "Три товарища" называют этакой пародией. Я читала только "Товарищей", и лично мне сравнивать тяжело.
Суть сюжета
Сюжет книги на первый взгляд простой и размытый. Первую половину романа вообще не особенно понимаешь, что происходит, и зачем автор так подробно описывает незначительные мелочи. Однако с каждой страницей проникаешься временем и местом всё больше и через эти мелочи лучше понимаешь героев.
В центре сюжета три боевых товарища 30 лет. Они работают в собственной автомастерской, участвуют в гонках и бухают. Повествование ведётся от первого лица — Роберта или Робби Локампа. Он без глубокомысленного анализа, присущего усталым героям голливудских фильмов, рассказывает о происходящих событиях и людях, находящихся вокруг.
Рядом с Робертом товарищи Готтфрид Ленц и Отто Кестер, которых я всю дорогу путала. То мне казалось, что Ленца зовут Отто, то я считала Кестера последним романтиком и путешественником по Бразилии. При всём уважении к Ремарку и любви к роману эти два персонажа получились совершенно одинаковыми, без своей изюминки. У друзей есть "Карл" — собственноручно собранный гоночный автомобиль, который играет роль четвёртого товарища.
Однажды друзья решают перегнать случайный автомобиль на дороге. После напряжённой борьбы техники они вырываются вперёд и приезжают в кабак. Сюда же подкатывает "проигравший" водитель с девушкой — Патрицией или Пат Хольман. Главный герой завязывает с ней отношения, которые становятся центральными в романе.
Проблема Роберта — деньги. Он трудится в мастерской и подрабатывает таксистом. Денег приходит немного, так как в стране кризис, и люди не готовы платить за услуги. Проблема Пат — туберкулёз, с которым она отчаянно и мужественно борется.
Вот и весь сюжет.
Любовь
Что меня больше всего порадовало — изображение любви в романе. Абсолютно житейская ситуация. Познакомились, договорились о встрече, встретились и, собственно, всё. В книге полностью отсутствуют сопли-слюни по поводу влюблённости главного героя. Просто в какой-то момент Роберт осознал, что несёт ответственность за человека рядом, а Пат начала звать Робби "дорогой". Выглядит это естественно, просто и без лишнего надрыва.
Судя по отзывам, многим эта сухость не понравилась. А что вы хотите? Напыщенные серенады под окном? Невнятное тургеневское бормотание? Описание грудей, ног и невинности? То, что обрисовал Ремарк, больше похоже на любовь, чем все клишированные ахи-вздохи всей мировой литературы. Сравнить отношения главных героев можно с любовью Ольги и Володи из "Циников" Мариенгофа. При этом и фон очень похож.
Атмосфера и второстепенные герои
Картина, в которую помещены герои, описана выпукло и чётко. Через пару страниц уже ощущаешь себя посреди германского старого городка, окутанного послевоенной депрессией. Серые дома, улицы, дурной климат, толпы безработных, пьянчуг и проституток. И вся эта атмосфера не кажется мерзкой и отталкивающей. Наоборот, всё выглядит гармонично, на своих местах. По-другому просто и быть не может.
Люди, даже самых сомнительных профессий, стараются выживать, не падать духом и нести человеческое достоинство до конца. На страницах книги очень много разных характеров и судеб. Есть ругающиеся супруги Хассе, хозяйка пансионата (коммуналки) фрау Залевски, Валентин, пропивающий наследство, проститутка Роза, вяжущая в баре пинетки для своей дочери, Альфонсо — здоровяк, хозяин таверны и любитель хоров, человек-гора и художник Фердинанд Грау, мальчишка-подмастерье Юпп и многие-многие другие. Наблюдать за жизнью этих бедных и живущих по инерции людей интересно и трогательно. Без них не было бы романа.
Читать или нет
Однозначно да, читать. Если в жизни были трудности с деньгами, несправедливостью, здоровьем близкого человека, роман найдёт щемящий душу отзыв. Также понравится всем, кто не любит в книгах лирические отступления, философские измышления и прочую художественную "воду". Этого в "Товарищах" просто нет.
Нужно обязательно читать до конца. Даже если уже понятно, к чему и зачем, даже если кажется, что ничего в романе не удивит. Конец, описанный рутинно и буднично, трогает до глубины души. После романа остаётся довольно тяжёлое и невесёлое чувство.
А ещё после него хочется жить и любить.