Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Для чего служит на жд этот "фонарь" с грибом похожий на бутылку виски?

Флюгарка ручного стрелочного перевода на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Флюгарка ручного стрелочного перевода на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Этот тёплый жёлтый глаз, горящий во мраке ночи, наверняка многим из вас уже приходилось видеть на некоторых железнодорожных станциях. Хотя это уже становится историей и увидеть подобные "фонари" сегодня можно лишь на отдельных направлениях отечественных жд магистралей с низкой интенсивностью движения поездов.

Да и не фонарь это вовсе, как я посмел обозвать его в заголовке темы, а если говорить на языке строго согласно жд инструкции - освещаемый указатель ручного стрелочного перевода. В просторечии же железнодорожники поэтично и очень ласково называют его красивым словом - флюгарка. Появились указатели стрелочных переводов ещё в паровозную эру. Самые первые указатели стрелочных переводов выглядели несколько иначе, чем те которые мы можем увидеть на железной дороге сегодня и назывались они лировидными, из-за характерной формы напоминающий лиру, струнный музыкальный инструмент. Затем появился стрелочный фонарь Бендера, красивый, но по конструкции очень уж мудрёный.

 Указатель стрелочного перевода конструкции Бендера. Фото из открытых источников в сети
Указатель стрелочного перевода конструкции Бендера. Фото из открытых источников в сети

Вся жизнь стрелочника, который как известно всё время был во всём виноват, и проходила возле ручных стрелок и этого прибора с жёлтым глазом. Бросив взгляд на них, он быстро узнавал в каком направлении развернута стрелка и куда приготовлен маршрут поезду.

Ручной указатель стрелочного перевода на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая ж.д. 2005г. Фото Вадим Соболев
Ручной указатель стрелочного перевода на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая ж.д. 2005г. Фото Вадим Соболев

Открыв Инструкцию по сигнализации на ж.д. транспорте и мы с вами можем узнать о чём же скажет флюгарка стрелочнику, какую информацию она в себе несёт в зависимости от её положения.

-4

а) стрелка установлена по прямому ж.д. пути - днём белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью - молочно-белый огонь;

б) стрелка установлена на боковой ж.д. путь - днём широкая сторона указателя; ночью - жёлтый огонь

Но старые машинисты, когда передавали опыт молодым только что пришедшим работать помощникам, говорили им о том чтобы всегда обращали внимание не только на положение флюгарки, но на положение балансира ручного стрелочного перевода. Тут уж точно не ошибёшься, куда повёрнут балансир - туда и "разделана" как говорят железнодорожники стрелка.

Ручной указатель стрелочного перевода с флюгаркой на станции Осташков, Бологое-Полоцкая ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Ручной указатель стрелочного перевода с флюгаркой на станции Осташков, Бологое-Полоцкая ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Повсеместное внедрение автоматизации и централизации на российских железных дорогах со временем вытеснило эти архаичные, но при этом такие красивые устройства, которые очень гармонично смотрятся особенно на фоне старинного паровоза. Автоматизация, что и говорить дело большое и нужное, это бесспорно, но поэзия флюгарок я считаю должна сохраняться и в наше время вот на таких малодеятельных дорогах как Бологое-Полоцкая, рассказывая людям об истории и прошлом чугунки.

Современные стрелочные автоматизированные переводы, которые мы с вами сегодня и можем теперь только повсеместно везде увидеть, смотрятся согласитесь уж слишком обыденно и бездушно. В них нет ничего особенного, наполненного той самой романтикой железных дорог и духом странствий.

Современный автоматизированный стрелочный перевод. Фото из открытых источников в сети
Современный автоматизированный стрелочный перевод. Фото из открытых источников в сети

А что же это за странный гриб такой наверху флюгарки и зачем он нужен?

Всё очень просто на самом деле, это не что иное как дымовой дефлектор. В старые добрые времена, когда электричества не было и оно ещё только только внедрялось, на железной дороге использовали керосиновые лампы и свечи. Вот в такую флюгарку заливался осветительный керосин или вставлялась свеча, а дефлектор обеспечивал надежную тягу для горения, подобно печной трубе.

Теперь вы всё знаете и сможете без труда, как профессиональный стрелочник, одним своим взглядом определить куда же разделана стрелка по прямому пути или на боковой.

Станция Осташков, горящая в туманном сумраке флюгарка ручного стрелочного перевода. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, горящая в туманном сумраке флюгарка ручного стрелочного перевода. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал"Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!