Найти в Дзене
Тата Олейник

Почему людям нравится заботиться о животных

Это диван нашей кошки. С ее игрушками, корзинками и мышами на веревочках. Садиться мы на него никому не рекомендуем, потому что сколько его ни пылесось – он всегда весь в шерсти. Да и Пухильда не очень-то любит, когда ее диванчик занимают. В доме еще есть подоконник нашей кошки, на котором она вкушает пищу, кресло нашей кошки, в котором она любит нежиться, задрав кверху лапки, коврик для ванной нашей кошки, по которому так весело кататься на спине…

Собственно говоря, у нас в доме практически все - кошкино. Включая нас. Некоторые могут утверждать, что мы жестоко избаловали животное. И мы спорить с этим утверждением не будем, потому что факт – разбаловали. И очень от этого выигрываем.

Есть в биологии такой термин «непрямая реципрокность». Это – принятая у некоторых групповых видов система, при которой сильные заботятся о слабых. Вот как ее описывает биолог, профессор Александр Марков, например.

«Механизм поддержания альтруизма через улучшение репутации называется непрямая реципрокность, то есть вы совершаете альтруистический акт, жертвуете собой — это повышает вашу репутацию в глазах соплеменников, и вы имеете репродуктивный успех, оставляете больше потомков. Этот механизм работает не только у людей; как ни удивительно, у животных он тоже встречается, и замечательный пример — это такие социальные, общественные птички арабские серые дрозды. Они живут колониями, вместе выращивают птенцов. У них есть часовые, которые сидят на верхушках деревьев и следят, не появится ли хищник. У них принято кормить друг друга, помогать друг другу таким образом. Самцы помогают самкам заботиться о птенцах, в общем, такой социальный образ жизни. И оказалось, что у этих дроздов только высокоранговые самцы имеют право кормить других самцов. Если низкоранговый самец попробует накормить более старшего своего сородича, он, скорее всего, получит взбучку — это нарушение субординации. То есть эти общественные птицы конкурируют за право совершить добрый поступок. И часовым тоже может побыть только высокоранговый самец. То есть альтруистические акты приобретают символическое значение. Они начинают служить статусными знаками, служить для демонстрации и подержания собственного статуса.» (А.Марков. Лекция «Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек»)

Люди - вид практикующий эту самую непрямую реципрокность. Грубо говоря, мы ощущаем себя сильными, успешными и счастливыми – когда помогаем окружающим. Раздаем милостыню, собираем деньги на лечение или кормим, например, бомжей супом.

Но тут есть нюансы. Если вы, допустим, не ощущаете себя сильным и высокоранговым, то эта потребность заботиться у окружающих – у вас не очень работает. Наоборот, страждущие вокруг вызывают злость и раздражение – их хочется пинать ногами с криками «а кому сейчас легко!» и «соберись, тряпка!». Жуткую агрессию у таких социальных слабаков вызывают те, кто просит помощи, с точки зрения слабаков не имея на это права. «Она пишет, что ей детей не во что обуть, а посмотрите, какие в прихожей почти целые сандалии стоят! Как же, голодает он – с такой –то рожей! Писатель собирает деньги на новую книжку? Побирушка он, а не писатель!» и так далее. Такой «социальный слабак», впрочем, вполне может и помогать другим – но только очень и явно страдающим - тем, кто в его картине мира находится значительно ниже его. Поэтому мы так нередко видим злобных тетек и дядек, которые в перерывах между всякими пакостями вполне реально опекают тяжелобольных детей, например.

И, напротив, люди находящиеся в тяжелой ситуации, но еще не осознавшие свое социальное поражение – часто оскорбляются, когда им предлагают помощь. Потому что эта помощь их унижает. Вот когда будет всё – полный швах и приплыли – тогда можно с искренней благодарностью и руку целовать за кусок хлеба, и в ногах валяться - но если человек еще барахтается, то небрежной подачкой можно серьезно его обидеть. Поэтому милостыню надо давать еще предельно тактично и часто ее совершают втайне – так ее легче будет принять. И ненавидеть своих благодетелей мы можем так, что мало не покажется.

А вот с кошками все просто. И с собачками. Во-первых, мы обычно понимаем, насколько они в реальности слабенькие и целиком от нас зависят. Во-вторых, эти виды ничего не знают про непрямую реципрокность – потому что они ее не практикуют. И ты можешь осыпать своих питомцев благодеяниями хоть с утра до вечера, поднимая свою самооценку – питомцы будут только рады. Никакой уязвленной гордости и прочих глупостей. Поэтому зверюшек куда как проще любить и лелеять, чем людей