О нищенских зарплатах большинства россиян не знает только ленивый. Ольга Голодец уже два года назад рассказала, что «бедность работающего населения – уникальное явление» нашей страны. Однако, почему-то никто в руководстве не желает разобраться, откуда взялось это уникальное явление, и не спешит ликвидировать российскую «уникальность».
К сожалению, не разбираются в проблеме ни президент, ни министр просвещения Ольга Васильева. Оба они ошибочно считают, что сейчас школы, больницы, музеи и другие государственные учреждения самостоятельно формируют надбавочную часть к окладам работников. А сами оклады, гарантированную часть зарплаты, как они думают, назначает государство.
Например, Владимир Путин, отвечая во время июньской прямой линии 2017 года на вопрос учительницы о ее крайне низкой зарплате, сказал: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...»[1]. Обратим внимание, президент считает, что школа определяет доплаты к окладу.
Точно так же о надбавках к окладу говорит и Ольга Васильева, призывая молодых учителей «выбивать» себе надбавки. «Под лежачий камень вода не течет… Когда в вашей школе решается вопрос о начислении надбавок, участвуйте в этом вместе с коллективом и вашей профсоюзной организацией, изучайте закон об образовании, нормативные акты вашей школы», – наставляла министр начинающих педагогов[2].
Хотелось бы открыть глаза президенту и министру просвещения на современные законы: согласно нынешнему законодательству школа определяет не только надбавки, но и сами оклады. И такая же ситуация в поликлиниках, больницах, клубах, музеях и других государственных учреждениях. Конечно, в это трудно поверить – что государство около десяти лет назад доверило такой важнейший в жизни россиян аспект как размер оклада решению трудового коллектива – но по закону сейчас именно так. Согласно статьи 144 ТК РФ (п.1) «тарифные системы оплаты труда» (оклады) в муниципальных и государственных учреждениях устанавливаются сегодня коллективными договорами. То есть в каждой школе, в каждой больнице и т.п. оклады разные, размер окладов определяет сам трудовой коллектив. При этом каждый бюджетный работник знает, что на практике все зарплатные вопросы решает сейчас вовсе не коллектив, а работодатель, только оформляющий свои решения подписями работников.
Единственное законное ограничение размера окладов «снизу», которое есть у работодателя - размер окладов не может быть ниже базового должностного, по 144 Ст. ТК РФ.
Теперь давайте разберемся с этим тоже относительно новым для нашей страны понятием «базовый должностной оклад». До 2011 года по России действовала Единая тарифная сетка (ЕТС). Заглянув в Википедию, нетрудно увидеть, что оклады, гарантированная часть оплаты труда, были тогда в разы больше МРОТ (минимального размера оплаты труда). Например, оклад учителя высшей категории в 2009 году (13 разряд) составлял 11336 руб. При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб.
Затем на смену ЕТС пришли "базовые оклады (базовые должностные оклады)». Согласно пункту 2 Статьи 144 ТК установление базовых должностных окладов является полномочием Правительства РФ… А вот от того, что Вы прочтете дальше, могут встать волосы дыбом. Хотя Правительство РФ уполномочено устанавливать базовые должностные оклады, они им до сих пор не установлены (!). В юридических комментариях к этой статье Трудового Кодекса читаем: «Стороны Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы взяли на себя обязательство в период действия данного соглашения лишь провести консультации о разработке нормативного правового акта Правительства РФ о базовых тарифных ставках. Более того, если в первоначальной редакции ч. 2 ст. 144 ТК РФ установление базовых окладов закреплялось в качестве обязательного, то теперь данная норма предусматривает лишь возможность их установления Правительством РФ». Ура, товарищи! ЕТС ликвидировали, а базовые должностные оклады Правительству установить не досуг. Такая ерунда как оклады работников – не царское дело! Причем подменили в Трудовом кодексе Правительство «устанавливает» на «может устанавливать» - и умываем руки, не устанавливаем. И еще при этом удивляемся – откуда ж у нас уникальное явление возникло, бедность работающего населения!
Но свято место пусто не бывает. Вместо Правительства РФ базовые оклады сейчас устанавливают региональные власти (обратим внимание, вопреки 144 Статьи ТК, которая уполномочивает это делать именно Правительство РФ). Региональные власти воспользовались тем, что еще в 2007 году наши выдающиеся реформаторы изъяли из Трудового Кодекса п.4 Ст. 133, согласно которому оклад не может быть ниже МРОТ. Сейчас в подавляющем большинстве регионов (возможно, во всех) базовые должностные оклады ниже МРОТ. Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей[3].
Ситуация, когда гарантированная часть оплаты труда (оклад) составляет меньшую часть зарплаты, не имеет аналогов в мировой практике. Она делает работника очень уязвимым, юридически не защищенным: ведь по Определению Верховного Суда РФ от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22 «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». То есть гарантированно работник может рассчитывать только на оклад.
Подобная система оплаты создает для работника нездоровую мотивацию постоянно зарабатывать «баллы» для получения стимулирующих доплат (формально, за активную, результативную работу): ведь основная работа оплачивается очень плохо (только окладом). Особенно тяжелые социальные последствия этого процесса – действия работников МВД, заинтересованных в возбуждении все большего числа уголовных и административных дел просто для того, чтобы побольше заработать[4].
Вот отсюда и родилось наше «уникальное явление». Если принимать уникальные законы, противоречащие мировой практике и здравому смыслу, уникальных явлений не избежать.
Автор: Ирина Канторович
Ирина Канторович разработала инициативу на официальном портале. Убедительно просим всех неравнодушных граждан оставлять свои подписи за инициативу Ирины Канторович «Отменить право руководителя госучреждения формировать штатное расписание и размер окладов и зарплат» - здесь (Нужно набрать 100 тыс. голосов минимум!)
Подписывайте так же петицию "Измените законы, провоцирующие бедность работников и "экономию" бюджетных средств" здесь
Под лежащий камень вода не течёт! Действуем.
Книга "Мы всё ещё русские" здесь
[1] https://www.youtube.com/watch?v=ytO4kYIVnqI Видеоролик НТВ «Путин ответил на вопрос педагога Алёны с зарплатой 16,5 тыс. рублей» (с 1 мин. 40 Сек – видеофрагмент с этими словами Путина.)
[2] «Министр просвещения призвала молодых учителей «воевать» за надбавки к зарплате»// «Росбалт», 9.07.2018.
[3] Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти постоянно повышают размеры всевозможных доплат отдельным государственным служащим (за счет «не использованных … остатков средств»). Например, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года N 136-ОЗ (с изменениями на 07.05.2018) предписывается: «Статья 6, п.1. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):…6) ежемесячного денежного поощрения - в размере 30 должностных окладов…».
[4] Одно из громких актуальных «дел» подобного рода - 18-летней художницы Дарьи Агений, которой грозит 9 лет тюрьмы. Дело заведено именно по просьбе «оперативников» (см. статью в «АиФ» от 5.12.2018 «Химчанку могут посадить за жёсткий отпор насильнику»).