Найти тему
Иван Балабанов

Региональный фонд прямых инвестиций

Основным направлением экономической политики России в настоящее время, на фоне сложной геополитической обстановки и экономических трудностей, должно стать ускорение модернизации экономики с целью повышения её эффективности. Опережающее развитие экономик регионов может стать основным двигателем экономического роста нашей страны в среднесрочной перспективе, однако, эту задачу можно решить только с привлечением масштабного долгосрочного финансирования. Весьма эффективным механизмом привлечения долгосрочного финансирования являются вложения фондов прямых инвестиций (ФПИ), признаками которых является: непосредственное инвестирование капитала в уставные фонды предприятия; нацеленность на долгосрочное владение активами

Активы фондов являются для вкладчиков высокодоходным финансовым инструментом. Региональные ФПИ (РегФПИ) могут выступать в роли институционального инвестора для множества компаний, а также способствовать развитию региональной инвестиционной инфраструктуры. Широкое привлечение прямых инвестиций может обеспечить рост объёма производства, компенсировать нехватку средств для приобретения нового оборудования и технологий, способствовать созданию рабочих мест.

Инвестиционная привлекательность субъектов России представляет собой характеристику, определяющую скорость и эффективность их социально-экономического развития. Актуальность определения инвестиционной привлекательности определяется потенциальными инвесторами объективной оценкой различных параметров (риск, доходность, рентабельность, спрос и предложение, конкуренция) объектов инвестирования, которые зависят от ряда факторов: месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий, развитие инфраструктуры, природно-климатические условия, наличие ресурсов и пр.

Оренбургская область один из наиболее развитых регионов Приволжского Федерального Округа, население области – 2 001 000 человек. Область обладает достаточно большим внутренним потенциалом развития, это определяется рядом конкурентных преимуществ:

  • Значительный природно-ресурсный потенциал. Регион обладает внушительными запасами: углеводородов, цветных металлов, поваренной соли, строительным сырьем и др. На территории области находятся 5,5 % всех российских сельхозугодий.
  • Значительный потенциал для производства промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Наличие металлургической и газохимической промышленности, отдельных сегментов машиностроительного комплекса.
  • Наличие нескольких крупных центров расселения.
  • Приграничное положение.
  • Положение на стыке крупных макрорегионов.
  • Оренбургская область обладает транспортной системой, включающей железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт; через Оренбуржье проходят транзитные транснациональные потоки.
  • Активно функционируют специализированные организации инфраструктуры, такие как: Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (15,16,17).

Стратегическая цель создания РегФПИ Оренбургской области – привлечение капитала в производственный сектор экономики региона, и выполнение следующих задач: выступить финансовым ресурсом развития ключевых отраслей региона; обеспечить развитие производственного потенциала предприятий региона с целью замещения импорта товаров народного потребления; способствовать привлечению внутренних инвестиций на фондовый рынок; предоставлять возможность населению получать дополнительные доходы; национализация производственного сектора экономики за счет доли собственности в производственных предприятиях.

Особенностью организации фонда должно являться: смешанная форма собственности; функционирование РегФПИ на постоянной основе. Перечень финансовых методов воздействия РегФПИ на деятельность компаний-реципиентов должно включать: финансовый учёт, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, антикризисное управление. {изместьева}.

Финансы РегФПИ должны представлять собой комплекс, состоящий из уставного фонда, резервного фонда и чистой нераспределённой прибыли. Для обеспечения максимальной прозрачности постоянно действующего РегФПИ в качестве наиболее подходящей организационно-правовой формы представляется публичное (открытое) акционерное общество (ПАО), главным органом управления будет являться Совет акционеров. Акции РегФПИ должны распределиться следующим образом: до 49% голосующих акций должны стать государственные региональные бюджетные инвестиции, контролируемые Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, от 51% и более — частные вложения заинтересованных юридических и физических лиц (бизнес-ангелов, венчурных фондов и прочих программ поддержки). Доля государства позволит обеспечить реализацию приоритетов финансирования в стратегически важные и социально-значимые отрасли и предприятия Оренбургской области. Фонду должен иметь возможность прямого инвестирования совокупного капитала в уставные капиталы частных компаний, а также по антикризисному управлению ими.

Предприятия должны соответствовать следующим критериям:

1. Направление деятельности:

  • тяжелая промышленность (включая горное дело, чёрную и цветную металлургию, химическое производство);
  • военно-промышленный комплекс (совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт);
  • легкая промышленность (совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья); - обрабатывающая промышленность (отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления);
  • агропромышленный комплекс (совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство).
  • химическая промышленность (отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки);
  • научные исследования и разработки (инновации) (удовлетворяющих перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации). Это направление предполагает сотрудничество РегФПИ с рядом государственных корпораций (ИЦ «СКОЛКОВО», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РВК, Роснано, Росатом, Роскосмос и т.д.), занимающихся поддержкой инновационных предприятий.

2) Предприятие должно являться юридическим лицом (согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3) Предприятие должно иметь положительную кредитную историю.

4) Решение об инвестирование в предприятие должно быть принято не менее 51% акционеров РегФПИ.

Результаты финансового состояния потенциальной компании-реципиента должны являться основным индикатором для РегФПИ при принятии решения о вложении средств в инвестиционный проект. Эксперты РегФПИ должны рассчитать количественные показатели финансового состояния компании на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках [4].

Перечень показателей финансового состояния компании и полученные значения коэффициентов весомости показателей приведены в таблице 1[4].

Таблица 1 Существенно значимые показатели финансового состояния компании–реципиента
Таблица 1 Существенно значимые показатели финансового состояния компании–реципиента

Обобщённые комплексные показатели финансового состояния компании следует определять по формуле:

-3

где:

Q – относительный показатель финансового состояния, полученный как частное от деления абсолютного показателя финансового состояния (q) на соответствующее нормативное значение;

j – коэффициент весомости показателя, рассчитанный на основании экспертных оценок;

-4

n – число показателей.

Значения Н, превышающие 0,95, свидетельствуют о высокой финансовой устойчивости компании [4].

Оценка эффективности деятельности РегФПИ основываться должна на реализации разработанной стратегической инвестиционной программы [5]. Критерии эффективности инвестирования определены должны быть по следующим направлениям:

– совокупная эффективность инвестиционно-финансовой деятельности;

– эффективность локальных инвестиционных проектов;

– соотношение бюджетных и внебюджетных затрат.

Наилучшим результирующим показателем эффективности деятельности РегФПИ должна являться совокупная капитализация всех его проектов.

Оценка финансовой эффективности реализации i-го инвестиционного проекта проводится по следующим показателям: индекс снижения себестоимости товаров; индекс роста выручки; индекс роста чистой прибыли (таблица 1) [5]:

Таблица 2. Коэффициенты финансовой эффективности реализации i–го инвестиционного проекта [5]
Таблица 2. Коэффициенты финансовой эффективности реализации i–го инвестиционного проекта [5]

В рамках разработки локальных инвестиционных программ РегФПИ компании-реципиенты разрабатывают плановые показатели своей деятельности, которые утверждаются Советом акционеров РегФПИ. Набор заданных плановых показателей в среднесрочной перспективе формирует тенденцию целевого развития объекта инвестирования.

В настоящее время, по нашему мнению, целесообразно создание регионального фонда прямых инвестиций в Оренбургской области, призванного активизировать инвестиционные процессы на региональном уровне, при этом риски отраслевого финансирования применительно к нашему региону должны быть существенно снижены с помощью механизма государственного патронажа. Стратегической целью создания фонда должно стать стимулирование привлечения долгосрочных инвестиций в экономику области. Региональный фонд прямых инвестиций Оренбургской области должен стать важным финансовым инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность на рынке привлечения капитала, реконструкцию и модернизацию ключевых предприятий региона, в результате чего бюджеты всех уровней будут получать дополнительные суммы налоговых отчислений от предприятий, получивших прямые инвестиции.

Статья предполагает наличие Положения по программе «Региональный Фонд прямых инвестиций Оренбургской области».