Есть ли проявления дедовщины (годковщины) в отношениях между офицерами? Сиречь, неуставные взаимоотношения? В то же время, если кто в теме, тот отлично знает, в какую муку может превратиться жизнь чисто по уставам.
Одно из проявленийй дедовщины так и называется - "уставщина", это когда наиболее стойкого "молодого", упорно сопротивляющегося установившимся в подразделении неформальным, зачастую неприглядным отношениям заставляют выполнять все уставные требования, - ты же хотел, чтобы всё было по уставам? Кто забыл, освежите в памяти хотя бы положения Устава внутренней службы и Строевого устава о взаимоотношениях между начальниками и подчинёнными или старшими и младшими по воинским званиям.
Это же и офицеров касается. Тут особая роль достаётся иногда лейтенантам. В заголовок вынесено объявление по трансляции, приводимое зачастую в воспоминаниях, особенно о службе на крейсерах. Я начинал службу на ракетных катерах, нас на борту всего-то три офицера было, из них двое лейтенантов :) А вот на лодке, где я стажировался на пятом курсе, командир БЧ-5 вполне запросто мого орать на "движка" - скотина!! Чем-то тот сильно его допёк.
Будучи лейтенантом, я конечно, гораздо чаще заступал дежурным по дивизиону, чем командиры катеров капитаны-лейтенанты, тем более начальником патруля, куда капитаны 3 ранга вообще у нас не ходили. Это дедовщина или нет? Зато они дежурили по бригаде, каждый сверчок знай свой шесток.
Когда начальник орёт на подчинённого офицера - это дедовщина или просто хамство? Такое нередко происходило и с более старшими, что уж там о лейтенантах говорить? Откуда росли корни такого отношения?
А вот вспомним адмирала Щенсновича, первого организатора подводного плавания в российском флоте в начале прошлого века, героя русско-японской войны. Молодой офицер в то время Гарольд Граф вспоминает: Особенно он придирался к бедным мичманам. Его любимым эпитетом было – «мичман не офицер», что, конечно, нас очень возмущало.
Это во времена, когда среди мичманов ещё встречались бароны и князья :) Вот ещё откуда корешки тянутся... С другой стороны, вот штрихи быта в тогдашних военных учебных заведениях, просто несколько цитат:
В Пажеском корпусе: Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие — вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков»
В школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров:
С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости.
Кстати, вот кадр о порядках в учебном подразделени американской армии. Неужто в американских уставах пропагандируется такое отношение к подчинённым?
Но не будем отвлекаться. И вот какая штука, перекликающаяся с написанным выше:
" ... когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить — «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена — взводные юнкера и вахмистры, а главное — по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку..."
Это в те времена, о которых умиляются различные булкохрусты и восхищаются, какие благородные лица у офицеров на фотографиех той эпохи :) Я вот сейчас покопался в памяти, вспоминая период своей учёбы в Севстопольском ВВМИУ в 1967-72 годах. Ничего подобного не вспомнил не только среди однокурсников, но и старшекурсников по отношению к младшим. Хотя несколько драк в роте было, но совершенно по другим поводам и ближе к началу обучения, в конце уже все были достаточно взрослыми, чтобы воздерживаться от подобных глупостей.
С другой стороны, кто больше преимуществ во многих сферах имеет - начальник цеха или бригадир на каком-нибудь участке? Отчего бы это не назвать дедовщиной :)
Но это как бы по "уставу", мы же пытаемся разобраться в том, что выходит за его границы. И получается такая штука - когда выход за рамки устава приносит что-нибудь положительное, ну скажем, общение с начальником взаимно по имени-отчеству или просто "товарищ командир", да мало ли таких проявлений, зачастую могущих быть оценёнными только самими военными - это никого не возмущает. А когда выход за рамки приносит негативные последствия, - то как это отвратительно :(
Но в любом случае, жить только по уставам - спаси и сохрани...
.....................................................................................................
Ещё пара статей на эту тему:
Наказания на флоте. Старые времена, и что я видел сам.