Найти в Дзене
Юридические тонкости

Какая ответственность грозит владельцам старых газовых плит

Время, как известно, не щадит никого – вот и газовая плита, которая еще вчера была абсолютно новой, сегодня уже получает обидный приговор: «устарела». Оказывается, век газовых плит не столь долог, как нам кажется: в среднем он не превышает 15 лет.

Причем срок службы у многих популярных газовых плит достаточно небольшой и в большинстве случаев составляет 10 лет (по крайней мере, именно такой срок чаще всего встречался мне среди опубликованных в общем доступе инструкций по эксплуатации).

Конечно, обычно в нашем понимании газовая плита становится старой только тогда, когда уже действительно не поддается ремонту – а происходит это, как правило, спустя не один десяток лет после ее приобретения. Но вот с точки зрения закона плита признается не подлежащей эксплуатации после истечения срока службы, который установил для нее производитель.

А поскольку газовая плита – предмет особый (в плане повышенной опасности для окружающих), владельцу хоть и вполне рабочего, но уже «состарившегося» ее экземпляра неминуемо грозит ответственность. В каких мерах она выражается?

1. Административный штраф

Действующие на сегодняшний день Правила пользования газом (ПП РФ от 14 мая 2013 г. № 410) предусматривают, что газовое оборудование с истекшим сроком эксплуатации подлежит техническому диагностированию.

Целью его является проверить фактическое состояние газоиспользующего прибора и всех его составляющих, а также (самое главное) определить срок, в течение которого его еще можно безопасно использовать по назначению.

Диагностирование газового оборудования вправе проводить только специализированная организация, допущенная к этому виду работ Ростехнадзором. Собственник газовой плиты, у которой срок службы подошел к концу, обязан заключить договор на ее техническую диагностику либо заменить плиту на новую.

Нарушение этой обязанности грозит ему штрафом (ст. 9.23 КоАП РФ):

- от 1 000 до 2 000 рублей (за первичное нарушение),
- от 2 000 до 5 000 рублей (за повторное),
- от 10 000 до 30 000 рублей (если нарушение привело к возникновению аварийной ситуации).

2. Отключение газа

Согласно Правилам пользования газом истечение срока службы газовой плиты является основанием для применения кардинальных мер к ее владельцу – приостановлению подачи газа в жилое помещение.

Допускается это в следующих случаях:

- у газовой плиты истек допустимый срок ее эксплуатации (обозначенный производителем в сопроводительной документации) и при этом отсутствует положительное заключение технической диагностики, где подтверждается возможность ее безопасного использования в течение дополнительного срока,
- у газовой плиты истек срок допустимого ее использования, который был установлен по итогам технического диагностирования.

Подача газа приостанавливается после предварительного уведомления собственника жилого помещения: направляется как минимум два предупреждающих сообщения с интервалом в 20 календарных дней. Приостановление газа осуществляется в срок не ранее 40 дней после отправки первого уведомления и не ранее 20 дней – второго.

Таким образом, действующая редакция Правил пользования газом позволяет пользоваться «старой» газовой плитой еще некоторое время, но при условии, если она пройдет техническую диагностику.

Обратите внимание, что сейчас на общественном обсуждении находится проект изменений этого документа, подготовленный Минстроем – и в нем уже не предусматривается возможность продлить «срок молодости» своей плиты за счет диагностики.

Техническое диагностирование планируется исключить, оставив лишь техническое обслуживание газового оборудования. Меры ответственности для владельцев плит с истекшим сроком эксплуатации усилятся:

- вводится безальтернативное требование о замене «старой» газовой плиты (без каких-либо оговорок о продлении срока службы с помощью диагностики),
- если плита не заменена в срок, подача газа будет приостанавливаться незамедлительно, без предварительных уведомлений.

Более подробно о нововведениях проекта Минстроя я рассказывала здесь.

© Сивакова И. В., 2019 г.