Маркетинг - деятельность, зачастую сопряженная со значительными инвестициями, поэтому многие собственники бизнеса, особенного малого, очень тяжело идут на такие расходы, потому что не могут быть уверены в том, что эти расходы отобьются. С другой стороны, предприниматель, который не вкладывается в маркетинг, рискует так и остаться в категории малого бизнеса, и это в лучшем случае (в худшем - его бизнес просто съедят конкуренты). Так что же делать начинающим предпринимателям, стартаперам, у которых нет денег на маркетинг, как развиваться и расти?
К счастью, как не все в этом мире измеряется деньгами, так и не все маркетинговые инструменты требуют денежных вложений. Разберем бесплатные или условно-бесплатные активности (все же, потратить время и усилия на их реализацию вам придется - а ваше время тоже стоит денег) , которые принесут вам продажи и новых клиентов:
- Контент-маркетинг и SMM
В наше время контент играет огромную роль, позволяя вам общаться с потенциальной аудиторией на ежедневной основе через ваш блог, рассылки и соцсети. От того, как вы коммуницируете с аудиторией, как доносите свою полезность и экспертность для клиента, зависит, станет ли он вашим клиентом, останется ли им в дальнейшем и порекомендует ли вас другим. А эти три составляющие напрямую влияют на успешность бизнеса. Начните с составления контент-плана, тестируйте вовлеченность, экспериментируйте, найдите свой уникальный стиль коммуникации, реагируйте на обратную связь ваших читателей.
- SEO оптимизация вашего сайта
SEO - это долгоиграющая история, однако заниматься им необходимо уже на этапе проектирования вашего веб-сайта. Разумеется, не стоит ждать быстрых результатов от оптимизации сайта под поисковые системы, но при правильном подходе, со временем, трафик, который вы получаете из “органики”, будет составлять существенную долю посещаемости вашего сайта, а конверсия его в продажи - как правило более высокая, чем у платного трафика с рекламы. Так что выгода очевидна.
Вы спросите, так какого лешего он бесплатный, если я не специалист в SEO и ничего в этом не понимаю? В этом есть доля правды, однако, как известно, не боги горшки обжигают, и разобраться в основах SEO и правилах оптимизации вашего контента в наше время не так уж сложно, учитывая тот факт, что сейчас есть огромное количество бесплатных материалов в свободном доступе, а многие CMS имеют встроенные бесплатные плагины (например Yoast SEO в Wordpress) для помощи в оптимизации ваших страниц сайта под поиск
- Email маркетинг и push уведомления
Каналу коммуникации с помощью email’ов предрекали скорую кончину, однако предсказатели оказались не столь дальновидны и по-прежнему большая часть пользователей сети часто пользуются своим почтовым ящиком, используют его как способ коммуникации и потребляют информацию, которую им отправляют по почте компании и другие люди. Огромное преимущество email маркетинга - его реальная бесплатность или дешевизна по сравнению с другими каналами, а также возможность напрямую донести клиенту свое сообщение с высокой вероятностью его прочтения и реакции на него. Про этот инструмент нужно говорить отдельно и очень подробно, и это скорее всего станет предметом отдельной публикации. На российском рынке популярны такие сервисы как Mailchimp, Unisender, GetResponse. Существуют как бесплатные, так и платные тарифы, бесплатные как правило ограничены по размеру клиентской базы и количеству отправок писем, но на первое время хватит и их.
- Программа лояльности для постоянных клиентов
Безусловно, на этапе стартапа критически важным является именно привлечение новых клиентов, так как их пока нет в принципе) Однако, про вовлечение и удержание клиента необходимо думать с самого начала и построить грамотную систему мотивации к повторной покупке. Для этого существуют программы лояльности, которые всем наверняка знакомы по дисконтным картам в самых разнообразных магазинах. При этом, важно грамотно просчитать экономику вашей программы лояльности, т.к. удерживать клиентов себе в убыток - не ваш выбор.
- Партизанский маркетинг
На рынке, как и на войне - все средства хороши) А это значит, что вам следует внедрить ваших “шпионов” в нужные места, чтобы ваша ЦА узнала о вас и начала доверять вашей компании, захотела попробовать вашу продукцию или услуги. Под партизанским маркетингом чаще всего понимается нативная реклама в социальных сетях и на форумах, там где люди наиболее склонны обмениваться независимыми мнениями. Вступайте в обсуждения, становитесь участниками дискуссий, невзначай упоминайте свой продукт в сравнении с конкурентами (если у вас действительно хороший продукт, то представить его в выгодном свете по сравнению с конкурентами не составит труда). Самое главное, будьте аккуратны, так как, несомненно, вам бы не хотелось быть уличенными в такой активности в пользу компании. Есть определенный список правил, по которым нужно вести “партизанскую” активность и это пожалуй станет темой отдельного поста.
- Управление репутацией/имиджем
Как только вы начинаете работать с клиентом, начинает формироваться репутация вашей компании. Очень важно как на старте, так и в дальнейшем, следить за обратной связью потребителей ваших товаров или услуг. Отследить вручную все отзывы и упоминания вашей компании, продукта или бренда достаточно проблематично, если не сказать невозможно. К счастью, современный софт по мониторингу упоминаний позволит вам вовремя увидеть и отреагировать на обратную связь от клиентов. На российском рынке довольно популярны YouScan, Iqbuzz , на англоязычном рынке это Mention, но это далеко не полный список доступных сервисов для мониторинга. Из совершенно бесплатных инструментов есть Google Alerts, который достаточно неплохо справляется со своей задачей, однако функционал специализированных решений безусловно богаче и позволяет более полноценно мониторить все упоминания. Даже бесплатных или совсем дешевых тарифов в первое время вам должно хватить для работы с вашими упоминаниями в сети.
- Реклама с микро-блоггерами по бартеру
Этот способ не отнести к совсем бесплатным, однако я включил его сюда, потому что он может быть очень эффективен и не потребует дополнительных вложений. Пока крупные рекламные интеграции у раскрученных блогеров вам не по карману ( да и надо ли?) , вы всегда можете найти начинающих, которые только набирают аудиторию и готовы по бартеру (взамен на ваш продукт/услугу) рассказать о вашем продукте своей аудитории. Лучше всего такое партнерство работает в сфере услуг. Сервисы типа GetBlogger позволяют автоматизировать процесс поиска подходящих блогеров и взаиморасчеты с ними, однако в этом случае придется потратиться.
- Промоакции и промокоды, стимулирование продаж
Всем известно, что клиентам гораздо легче расстаться с деньгами, когда они покупают товар/услугу по акции, по промокоду или по какому-либо иному спецпредложению. Здесь работает чувство выгоды, когда человек ощущает большую ценность предложения, особенно если это сопровождается ограничением по времени , в течение которого можно воспользоваться предложением. Однако и здесь есть свои подводные камни. Не злоупотребляйте промокодами и акциями, иначе клиенты перестанут покупать у вас по обычной цене, пользуйтесь этим инструментом изредка для привлечения интереса к продукту и пополнения оборотных средств.
- Кросс-промо (с другими компаниями/брендами)
Отличный вариант продвижения, когда вы договариваетесь с компанией из смежной сферы деятельности (не конкурентом) о взаимопиаре. Примером могут быть сотрудничество шиномонтажа и магазина автомобильных шин, салона красоты и массажного салона, зоомагазина и ветеринарной клиники. Предлагая клиентам услуги и товары, которые с большой долей вероятности могут быть им интересны, вы никогда не столкнетесь с негативом, а наоборот, приобретете новых клиентов сами и направите клиентов вашему кросс-промо партнеру. И это не будет вам стоить ни рубля.
Несомненно, список бесплатных инструментов на этом не заканчивается, есть и другие инструменты, которые позволят вам упрочить вашу позицию на рынке, при этом требующие нулевых или минимальных денежных вложений, которые мы рассмотрим позже. Сначала проверьте, используете ли вы все инструменты, перечисленные в этой статье, на полную? Если нет - вы знаете что делать!
Еще много полезного о маркетинге в телеграм канале https://t.me/full_marketing