Раз в год в конце февраля миллиардер Уоррен Баффетт, глава инвестфонда Berkshire Hathaway публикует открытое письмо вкладчикам фонда с результатами работы за прошлый год и советами на будущее. «Оракул из Омахи», как называют Баффетта, является одним из самых успешных инвесторов в истории, поэтому мы взяли его последнее письмо (опубликовано в субботу, 23 февраля) и выбрали оттуда десять самых важных, универсальных прогнозов, оценок и советов.
★ Главная для нас задача при распоряжении вашими вложениями — инвестировать в умело управляемый бизнес с благоприятными и долгосрочно устойчивыми финансовыми характеристиками.
★ Да, в управлении фондом я могу совершать дорогостоящие ошибки и упускать очевидные возможности, но я никогда не допущу проблемы с нехваткой наличных денег [минимальная «подушка» Berkshire Hathaway установлена на $20 млрд налом и краткосрочными гособлигациями, сейчас у фонда $112 млрд таких резервов — Finigram].
★ Мы с Чарли [вице-председатель Berkshire Hathaway Чарльз Мангер — Finigram] вообще без понятия, как котировки поведут себя через неделю или через год. Мы думаем скорее о том, стоит ли доля некоторого привлекательного бизнеса дороже своей рыночной цены.
★ В большинстве случаев бизнес финансируется двумя способами: долг и акционерный капитал. С долгом надо быть очень осторожным. Какие-то менеджеры думают подпитывать на долги доход акционерам, и зачастую они правы. Это как русская рулетка — обычно выигрываешь, иногда гибнешь.
★ Чудовищно завышенные котировки акций даже блестящий бизнес способны сделать плохим вложением — если не навсегда, то очень надолго.
★ Архитектор Собора Святого Павла Кристофер Рен похоронен в крипте самого собора. Эпитафия гласит: «Кто ищет памятник мне, пусть оглянется вокруг».Тем, кто скептически смотрит на американскую экономику, следует прислушаться к этим словам.
★ То, что мы в фонде зовем «нераспределенной прибылью», в государственных статистике и бюджете обозначено как «сбережения». Если бы отцы-основатели США проедали всё, что производили, не было бы ни инвестиций, ни роста производительности, ни скачка в уровне жизни.
★ Мы с Чарли считаем, что успех Berkshire стал лишь продуктом того, что я называю «американским попутным ветром». Нашим компаниям и отдельным гражданам просто не хватит наглости сказать, что они что-то целиком сделали в одиночку. Это наш общий успех.
★ Я занимаюсь бизнесом уже 77 лет. За это время вы могли бы заработать на акциях, облигациях, фондах, но меньше всего — на золоте. Магический металл не подходит американскому характеру.
★ У многих стран мира я вижу светлое будущее. Американцы будут успешнее, если все страны мира будут процветать. Так что мы серьезно смотрим на инвестиции за рубеж.
За 54 года рыночная стоимость Berkshire Hathaway лишь 16 раз показывала годовую динамику хуже, чем ведущий американский индекс S&P 500. В остальные годы капитализация фонда росла гораздо быстрее, иногда даже на порядок. Раньше основным показателем работы Berkshire Hathaway была не рыночная, а балансовая стоимость, но теперь, уверяет Баффетт, она «потеряла связь с экономической реальностью», и с этого года отчетность будет выглядеть иначе.
По итогам 2018 года рыночная капитализация фонда выросла на 2,8%, тогда как S&P 500 снизился на 4,4%. С 1965 года среднегодовой рост капитализации фонда составляет 20,5%, у S&P 500 — 9,2%. Из вложенных в 1965 году $1000 сейчас бы получилось $24,7 млн.
Георгий Макаренко
Хотите читать понятные новости про экономику и финансы — подписывайтесь на наш канал в Дзене или в Telegram.