Впервые в истории в 2018 году численность рабочей силы в Китае сократилась. Однако даже несмотря на сокращение рынка труда, китайские технологические компании начали массово увольнять сотрудников, а оставшимся — урезать бонусы и социальный пакет:
Согласно данным Китайского института изучения занятости университета Жэньминь, в 2018 году стало гораздо сложнее найти работу в секторе интернета и электронной коммерции КНР. Количество свободных рабочих мест сократилось, при этом были проведены значительные сокращения (к примеру, компания Didi — китайский аналог Uber — недавно уволила целых 2,000 сотрудников, то есть 15% своего штата).
Кроме того, многие китайские IT-специалисты (в том числе оставшиеся работники Didi) потеряли доступ у бесплатному питанию, бесплатным поездкам и абонементам в спортзалы, а также лишились новогодних премий.
Похоже, что замедление экономического роста и прошлогоднее падение фондового рынка КНР заставили многие китайские компании перейти на политику жёсткой экономии. В особенности это касается различных стартапов, которые предыдущие несколько лет плодились как грибы. Теперь для них ухудшился доступ к капиталу, да и с клиентами стало хуже.
Возможно, на ситуацию повлияла торговая война, которую Дональд Трамп развернул против Китая. От американских таможенных пошлин на китайские товары пострадали стартапы, ориентированные на рынок США.
Ещё одна причина — выход на плато числа пользователей интернета в КНР, которое до этого быстро росло. Теперь рынок приближается к насыщению, и конкуренция интернет-компаний за клиентов (а значит, и за хороших сотрудников) резко увеличилась, тогда как рентабельность бизнеса, напротив, упала.
Вдобавок, власти постоянно усиливают регулирование онлайн-отрасли, от социальных сетей до электронной коммерции, что создаёт компаниям дополнительные проблемы.
Особой надежды на улучшение ситуации нет. Экономический рост в КНР будет и далее замедляться, равно как и демографический рост (относительно скоро Китай уступит Индии первое место по населению в мире). Внешнеторговые проблемы, даже в случае достижения торгового соглашения с США, вряд ли будут решены быстро и в полной мере, а скорее — лишь только будут нарастать из-за противостояния с Западом и конкуренции с другими развивающимися странами.
Золотые годы для интернет-компаний в Китае, вероятно, ещё не прошли, и за счёт технического прогресса и оптимизации расходов они ещё долго будут показывать впечатляющие результаты. Вот только оптимизировать расходы будут за счёт персонала, который где-то будут набирать более тщательно и умеренно, а где-то просто заменять на роботов.
Это большая проблема для той части китайской молодежи, которая грызла гранит науки и учила программирование в надежде на высокие и стабильные заработки. Пузырь «стартапов ради стартапов» сдувается, шальных денег в китайской экономике становится меньше, и у всего класса айтишников начинаются сложности. Впрочем, их сложности — это мелочи по сравнению со сложностями тех рабочих, чьи профессии станут совершенно бесполезными по мере развития робототехники.
Россия в этом отношении — всё ещё страна возможностей. Тут огромный дефицит ай-ти-кадров, так что проблемы китайских программистов российским коллегам пока не грозят.