Найти тему
Crazy Historian

Карл Фаберже против древних греков: кто победил?

Обычно, когда мы слышим слово «кочевник», перед глазами предстает образ плохо одетого дядьки, который живет в очень стесненных условиях, рядом с животными, от которых полностью зависит его жизнь. Посещение Золотой кладовой Эрмитажа должно полностью опровергнуть это мнение! На ее фоне меркнут знаменитые сокровища Трои, которые, кстати, тоже пока у нас, в России, в Музее изящных искусств в Москве😉⠀

Эрмитажная золотая коллекция стала собираться еще в петровские времена, когда указом Царя было прекращено бесконтрольное разграбление курганов, поэтому может считаться одной из самых старых музейных коллекций в мире.

Вещи уникальны не столько своей материальной ценностью, сколько тонкостью работы и той информацией, которую они могут поведать нам о культурах, не оставивших письменных источников, в первую очередь, о скифах. Золото с самых ранних времен считалось «царским» металлом и было неотьемлемым атрибутом солярных культов, то есть, тех, в центре которых было поклонение Солнцу🌞

Большинство предметов, особенно, самых древних, имеет ритуальный смысл. Например, поясная бляха на фото ниже: здесь изображена сцена перехода в Мир иной: один всадник провожает в последний путь другого, голова умершего лежит на коленях жрицы или богини плодородия, колчан со стрелами, символизирующий личность усопшего, висит на древе жизни. Заметьте, в сцене нет никакого трагизма. Как будто умерший вернулся туда, откуда пришел.

-2

Головной убор на третьем фото принадлежал представителям другого кочевого народа, населявшего российские степи, - сарматам. Неизвестно, кем была его хозяйка короны, царицей или жрицей, однако она однозначно пользовалась авторитетом в обществе. Есть версия, что в центре короны помещен портрет ее хозяйки, хотя, возможно, это образ богини, которой она служила🤔 Сейчас установить это уже не представляется возможным🤷‍♀️

-3

На четвёртом фото еще один уникальный артефакт, феодосийская серьга. Она сделана греческими мастерами, жителями античных колоний Причерноморья. В коллекции Эрмитажа несколько таких предметов. Фокус в том, что предмет по своему размеру очень небольшой, около 10 см. в длину, при этом работа исключительно тонкая, со множеством мелких деталей. Греки в ту эпоху не знали увеличительного стекла, поэтому большая загадка, как эта работа была выполнена🧐 В мастерской Карла Фаберже, которому было поручено очистить найденные в земле ценности, был проведен эксперимент: ювелиры попытались воспроизвести изделие, не пользуясь увеличительным стеклом. Получилось сделать все, кроме ладьи-лунницы, которая находится под квадригой, так как она спаяна из мельчайших шариков неизвестным в наше время способом👀

-4
-5

Однако откуда у древних кочевых народов было столько золота?! Вероятно, что это золото родом с Алтая, где добывалось с 3-го тысячелетия до нашей эры. Знаменитый древнегреческий историк Геродот (V век до нашей эры) писал, что эту местность населяют «стерегущие золото грифы», что можно воспринимать как литературную метафору выражающую намек на богатство скифских племен.

Однако неслучайно само слово «алтай» в переводе с алтайского и монгольского языков означает «золотой». Именно золото, наряду с лошадьми и другим скотом, было мерилом социального статуса кочевников, населявших евразийские степи.