Часть первая. Предвкушение.
С конца сентября месяца в школах, на переменах, обсуждался только один вопрос: сколько по намеченному плану в Республики собрали хлопка в процентном эквиваленте. (Я пишу об Узбекистане.)
Восьмиклассники,кому предстояло впервые прикоснуться к "прелестям" хлопковой жизни, заглядывали в рот десятиклассникам, большим специалистам в данном вопросе, так как те аж дважды посещали мероприятие под названием " ХЛОПОК".
- Если по 3% и дальше двигаться будет, то 3-4 октября отправят!, - с гордостью, за свой профессионализм в данном вопросе, заявляли они.
Точной даты отправки на хлопок ни кто не знал. Ни родители, ни учителя, и я думаю, что и выше ни кто не знал.
Происходило все довольно тривиально. На первом уроке заходил классный руководитель, и сообщал... Нет, я буду не прав, если не опишу данную сцену подробнее.
На какой- нибудь, к примеру, урок физики, в класс входил не физик, а классная руководительница, и мы уже понимали, какое объявление она собирается сделать. Смотрим ей в глаза. Она же в свое время держит паузу по Станиславскому, и только на наш вопрос-ДА!,-она с чувством достоинства, произносит:
- Сейчас все домой, завтра в 9 часов сбор у школы.Всем быть с раскладушками , спальными и личной гигиены принадлежностями!
Но до этой радости еще несколько дней.
Часть вторая. Подготовка...
Но пока мы еще не уехали, и последние дни до отправки, мы с родителями занимались сбором в дорогу. Родители нас пытались обеспечить вышеуказанными принадлежностями, едой и теплыми вещами и прочей необязательностью. Мы же, в свою очередь, зная о некомпетентности родителей в данном вопросе, затаривались тем, что они упустили. Это и сигареты, и вино. Их меркантильной задачей было достать дефицитную сгущенку (самый ценный продукт на хлопке), нашей же глобальной задачей спрятать от родительского глаза так необходимые нам вещи. И заметьте, каждый со своею задачей в итоге справлялся. При дефиците товара, у каждого с собой было примерно банок по 5-10 сгущенки, ну и мы не плошали.
Сигареты провозились в раскладушках, вино запаковывалось в темные бутылки из под малинового лимонада, и запечатывалось этими же железными крышками.
Так что, когда "классная" объявляла об отправке, мы уже были готовы.
Часть третья. Путь ...
И вот мы в автобусе. Родители нам помахали рукой. И в путь.
Нас увозили от домы километров за 200-250, но автобус преодолевал данный путь часов за 8-10, потому-как ехали одной общей колонной, и автобус периодически останавливался минут на 15-20, и к колонне пристраивались все новые и новые автобусы. Колонна из тысячи автобусов в одном направлении. Если заедешь на гору, где видно на километры вперед и назад и тогда мы не могли разглядеть начало колонны и ее конец. И только к вечеру колонна постепенно растворялась, каждый ехал в свое определенное место.
Но нам все это было до лампочки. Мы веселились, ели, пели всю дорогу. Лучше всего пелись песни " Машины времени". ... Вот новый поворот...-неслось со всех автобусов. Самая хлопковая песня была.
Часть четвертая. Прибытие....
Прибытие на место- это продолжение нашего веселья, начатого в автобусе. Нас вселили в школу с глиняными полами, где мы в течении часа обустраивались: расставляли раскладушки и раскладывали вещи. после чего , выставив часового, достали обязательные атрибуты веселья , которые мы не могли употреблять в автобусе при "классной", и которые мы так тщательно прятали от родителей.
Дорогой читатель, только не подумайте, что это была пьянка. Нет! По полстаканчика легкого домашнего вина. Тогда еще четырнадцатилетний подросток боялся учителей, а особенно десятиклассников, которые за нами присматривали.
А ночью, через окно, пробрались к девчонкам из параллельного класса и мазали их пастой. В первую ночь сил еще хватало для этого.
Часть пятая. Утро....
Утром следующего дня, с чумной головой от недосыпа, попив чая и съев хлеб с маслом, выходили строиться на линейку, где нам в торжественной обстановке вручили фартуки, в которые и должно было собирать хлопок. (Фартук-это лоскут х/б размером 1,5Х1,5 метра с пришитыми в углах веревочками. На фотографии вы видите их на пояснице у сборщицы.)
На линейки директор процитировал несколько тезисов из учения В.И.Ленина, потом рукой указал направление в сторону хлопкового поля --Вперед, к победе коммунизма!
Больше пламенных речей на мы не услышим. На них отныне будут клеймить тех, кто мало собирает и тех, кто залетел (это не тот залет о котором многие подумали, здесь залет имеется в виду попался на шалости). О Шалостях чуть позже.
Часть шестая. Работа...
Работа наша, хоть и была не из легких, заключалась в следующем. Сорвать хлопок с куста (если собирался с коробочкой- назывался грязный, а если только вата с семечками- назывался чистый), положить его в фартук, отнести к херману, взвесить его там и сдать. При этом работают только руки, голова же отдыхает. Будь ты двоечник или отличник , данное обстоятельство на работу не влияло. Это на первый взгляд. но детский ум имеет особенность изворачиваться, видимо это у детей заложено генетически, из-за вечных запретов: то нельзя, это нельзя.... И конечно изворотливости нашей не было предела.
Часть седьмая. Жульничество...
Я думаю, что мошенничали все. Независимо: мальчик ты или девочка, и кем у тебя работают родители. Первый вид жульничества,- это конечно же "соление" хлопка. В это понятие включалось; и обсыпания хлопка пылью, которой было предостаточно на обочинах узбекских дорог, и поливания хлопка водой, если рядом был арык, и засовывание земляного кома в тюк с хлопком, можно было предварительно обложить хлопком и обмотать нитками. Частенько попадались и за это списывалось половина веса, но мы вновь продолжали это делать, и до последнего стояли на своем:
-Даже подумать не могу, и кто это мне его туда засунул!?-отвечали мы.
Ухищрений было множество, а детская фантазия неуемной.
Помните "хлопковое дело", которое было раскрыто в конце восьмидесятых, это они от нас, детей, научились, так как взрослый ум вряд ли на такое способен.
Часть восьмая. Спецоперации...
На первый взгляд жизнь на хлопке может показаться серой. И чего же вы туда так рвались?, спросите вы. А было все то, о чем в последствии будем с умилением вспоминать на протяжении оставшегося учебного года. Детство всегда приключений найдет.
Были и спецоперации, которые организовывались старшеклассниками с незапамятных времен. Это "операция ноль" или "бублик"(где как), которая проводилась 7 ноября на Октябрьский праздник. И "операция 7", на День Конституции 7 декабря. В первом случае хлопок совсем не собирался, а все разбегались: кто на Сыр-Дарью, кто в каньоны. Во втором
надо было собрать ровно 7 кг. Это был ритуал; дети разбегались, учителя нас искали....
Часть девятая. Ожидание...
Последние дни на хлопке, тоже самое с чего я начинал рассказ. Так же слушаем новости и ждем, когда Республика отрапортует о 100% сбора урожая. Силы с каждым днем убывают. И мы уже не моемся под колонкой или в Сыр-Дарье, так как холодно. (В баню нас за 2,5 месяца не водили ни разу.) По ночам выпадает снег. И ходим мы на работу уже не в кедах, а в кирзачах. Волосы выросли до размеров хиппи. Наконец-то 100% урожая собрано.
Часть десятая. Возвращение...
Всюду громкие УРА!!! Из автобусов слышится: "...вот новый поворот...".И сила откуда-то нашлась, и состояние эйфории такое же, как и в день отправки на хлопок. Очередной хлопковый сезон окончен.
Семиклассники, с горящими от зависти глазами, пристают с расспросами и готовые уже сейчас начинать готовиться к хлопку, ведь им уже скоро, через девять месяцев предстоит попасть туда. И только, подслушанный на лестничной клетке, разговор родителей нас настораживает:
-Алла, твой уже отошел от хлопка?
=Нет, Валя, все еще матерится по ночам!
-Да, и мой тоже, я и не знала, что столько существует слов матерных....
И мы, отпраздновав Новый Год, начинаем скучать по хлопку, и с нетерпением ждем, когда войдет в класс учитель и скажет:
-Сейчас все домой, а завтра... .
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь, будут еще публикации, как студенты и как рабочие собирали хлопок. Там была совсем другая жизнь.